Скульптура: искусство в среде или среда в искусстве
> В рамках фестиваля искусств «Арт—Окно» в выставочном зале «Родина» прошла лекция «Скульптура в городе и общественный резонанс». Прочитал ее главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков.
— Мои лекции призваны рассказать о том, как скульптуры влияют на городское пространство, — говорит Кирилл Светляков, — очень интересен в этом смысле опыт немецкого Мюнстера: людям могут нравиться установленные композиции, они могут требовать их перенести или убрать вовсе, эти памятники могут стать жертвами вандалов. Но никто не остается равнодушен, определенный отклик — положительный или отрицательный — получает каждая скульптура.
Послушать московского искусствоведа собрался целый зал — студенты, любители современного искусства и неравнодушные к родному городу белгородцы.
— Мне интересно услышать об опыте других городов и стран по обустройству городского пространства, — рассказал пенсионер Сергей Друшляков, — наш город сильно преобразился за последние несколько лет, мы смогли создать удобную для жителей городскую среду. Теперь можно заниматься и эстетическим оформлением жилого пространства. Надеюсь, эта лекция сможет такие идеи подсказать.
С интересом слушали лектора и специалисты -скульптору Михаилу Смелому интересно услышать оценку искусствоведа из «Третьяковки», понять, какие направления сейчас развиваются.
Выставочный зал «Родина» принимает активное участие в организации мероприятий фестиваля искусств «Арт-Окно». Сотрудники надеются, что количество участников таких акций будет возрастать, ведь основная цель фестиваля — развитие культуры и искусства в регионе.
— Мы не ограничиваем желающих, — говорит директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко, — пусть каждый придет и прикоснется к прекрасному, узнает что-то новое. Наша задача научить людей отвечать на те культурные посылы, которые дает каждое произведение искусства.
Люди отвечают — слушатели задавали лектору вопросы, пытались узнать его мнение о скульптурном искусстве в целом и белгородском в частности.
Кирилл Светляков считает, что сейчас российская скульптура переживает серьезный кризис и для его преодоления необходимо искать новые источники вдохновения.
— Уходит в прошлое советский скульптурный стиль, — говорит искусствовед, — огромные, непоколебимые монументы остаются за бортом времени, но замену этому стилю пока находят с трудом.
В целом, он считает, что любой город это текст, а скульптуры — это знаки.
— В Белгороде я видел некоторые контактные скульптуры: «Мечту», «Воспоминание», — делится своими впечатлениями Кирилл Светляков, -слышал, что жители города вступают с ними во взаимодействие — фотографируются на их фоне, обсуждают их в соцсетях. У этих композиций есть свои истории. И мне, как специалисту, интересно разобрать этот текст.
Екатерина ТИШИНА
ФОТО АВТОРА