Мальчишки учатся конструировать машины
Вот уже четыре десятка лет в Белгороде работает станция юных техников — учреждение, где талантливые педагоги помогают детям раскрывать свой творческий потенциал.
Дополнительное образование здесь производится по разным направлениям, однако наиболее привлекательными и популярными являются те, в основе которых заложены современные технологии и конструирование действующих технических объектов и механизмов. К таким относят все виды технического моделирования, к примеру, автомоделизм. Один из преподавателей этого направления — Сергей Мазанько.
Суть автомоделизма заключается в создании собственными руками моделей автомобилей и выступлении с ними на соревнованиях. Какие только автомодели не конструирует Сергей Викторович, настоящий энтузиаст этого дела, с учащимися! Одни из самых сложных — это, разумеется, радиоуправляемые модели гоночных автомобилей. Сделать такую модель по силам лишь мастерам высокого класса, разбирающимся в механике и электронике, конструировании и теории прочности. И при всем этом надо быть мастером на все руки — уметь работать на многих металлообрабатывающих станках, быть хорошим слесарем, иметь представление о современных материалах и технологиях. Такие сложные автомодели новичкам непременно показывает педагог на вводном занятии, чем безотказно покоряет мальчишек и будит в них интерес.
Однако свой путь в автомоделизм ребята начинают с моделей попроще. Самая незамысловатая — это резиномоторная автомодель. Ее двигатель — туго закрученный жгут из резиновых нитей, соединенный простейшей передачей с колесами. Но даже с таким двигателем модель может «пробежать» более 25 м. Следующая стадия — изготовление несложных моделей с электродвигателем. Такие простейшие модели не несут на себе батарей или аккумуляторов, а получают электроэнергию от внешнего источника. Таковы, например, трассовые модели автомобилей. Для соревнований и тренировок им необходима специальная трасса — миниатюрное извилистое «шоссе», по которому одновременно могут двигаться сразу несколько автомоделей. Двигатель у них электрический, а питание к нему подается почти так же, как к мотору трамвая или троллейбуса — через две металлические токоведущие шины. Монтируются они на поверхности трассы так, что во время заезда токосъемники, закрепленные на днище модели, касаются этих проводников. Внешний источник питания используется и для простейших комнатных кордовых моделей. Движутся такие автомобильчики по окружности, радиус которой равен длине металлического проводника — корда, по которому двигатель модели снабжается электроэнергией. Тренировки и гонки таких моделей проводятся в достаточно большом зале.
Кроме простейших кордовых, существует весьма большая группа более сложных автомоделей. Для их запуска требуется специальный кордодром — бетонированная кольцевая дорожка, огражденная прочным сетчатым забором. Такие модели — тщательно выполненные миниатюрные подобия настоящих автомобилей, автобусов, вездеходов. Ну а скоростные модели внешне напоминают гоночные снаряды, в которых все подчинено достижению большой скорости — чуть ли не 300 км в час! Особый класс автомоделей — радиоуправляемые. Гонки таких моделей — весьма захватывающее зрелище. А сами автомодели по сложности конструкции мало отличаются от настоящих автомобилей.
И все это своими руками умеют делать дети, которые начали свой путь в автомоделизм с простой модели, двигателем которой был туго закрученный жгут из резиновых нитей. Науку автомоделирования совместно со своим преподавателем мальчишки осваивают поступательно, развивая навыки и становясь настоящими профессионалами и чемпионами — среди воспитанников Сергея Мазанько много неоднократных призеров всероссийских, областных и городских соревнований по автомоделизму.
Евгений Дронов
Фото из архива МБУДО «Станция юных техников»