Учитель года
У пятикурсницы Алины Магомедовой жизнь сверх меры насыщенная. Студентка двух факультетов и одновременно учительница русского языка и литературы первой гимназии бояться трудностей не привыкла. И это она доказала победой в конкурсе «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют».
Молодая учительница встречает меня в кабинете русского языка и литературы, вот-вот на факультативные занятия к Алине Владимировне придут её ученики. Пока нас двое, она делится со мной впечатлениями от конкурса.
Алина всегда думала: «Получить звание „Учитель года“ — столько ответственности!» Для неё это было отдалённой мечтой. В её номинации участвовали учителя с опытом работы до трёх лет, Алина к тому времени преподавала почти полтора года. Среди соперников были такие, кто начал работать только с сентября прошлого года, были и опытней. Конкурс состоял из заочного и очного этапов. На заочном участники отправляли разработки уроков в управление образования на оценку жюри. Очный этап включал три шага: педагогическая импровизация, открытый урок и защита инновационного педагогического проекта. Самым сложным оказалось проведение открытого урока — тут результат зависел не только от учителя, но и от детей, которых до конкурса ты в глаза не видел. Усложнял задачу и предмет, который ведёт Алина.
Но урок не провалился, более того — помог выиграть. Работать пришлось с военной прозой. Рас-сказывая, как готовилась, Алина признаётся: даже слушала военные песни, чтобы настроиться на нужный лад. Позже, когда уже завоевала первое место, она поняла, что эта победа — главное её достижение.
… В кабинет приходят ученицы, Алина отвлекается, даёт им задание. Снова садится напротив меня и вспоминает время, когда сама была школьницей.
С восьмого класса Алина мечтала преподавать русский язык и литературу. Участвовала в школьных олимпиадах по любимым предметам, потом стала побеждать на городских и областных. Выбор факультета был очевиден: филологический.
Интерес к языку и искусству слова возрос, когда Алина стала студенткой. Сотрудничать с гимназией № 1 начала практически сразу — преподавала с мамой, Ириной Юрьевной Баклановой, которая была для неё образцовым учителем. На четвёртом курсе получила предложение работать. Перед тем, как дать согласие, не раз задала себе вопрос: смогу ли? Всё-таки на носу красный диплом, да и на факультете управления и предпринимательства — её второй «вышке» — нужно успевать на «отлично». Лениться Алина не любила. И в декабре 2011 года приступила к работе.
С первых уроков Алина дала понять, что перед детьми — настоящий, взрослый педагог. Уважения добилась быстро, и прежде всего тем, что поддерживала на уроках дружественную атмосферу.
Идеальным учителем для Алины был преподаватель скрипки в музыкальной школе. Елизавета Фёдоровна, которой уже нет в живых, с необычайной теплотой относилась к своим ученикам. Алина вспоминает, как много кружек всегда было на столе у наставницы: перед каждым занятием она угощала ребят чаем с бутербродами. Органичное сочетание профессионального с простым, человечным — вот что должно быть в педагоге, считает Алина.
«Работать всю жизнь в школе — монотонно», — часто слышит молодая учительница от своих знакомых. С этим она не согласна: интересно наблюдать, как меняются дети, и ещё интересней — участвовать в этом. Алина относится к своей работе не как к обязанности. Каждого ученика выслушает, ответит на вопросы, даже если они не касаются изучаемой дисциплины.
Как учитель литературы, Алина всегда интересуется, что дополнительно читают её ученики. Спрашиваю: «И что же?» Ученики Алины в основном читают то, что диктует школьная программа. А вот знакомиться с литературой, которая «вне» её, начинают уже в старших классах. Какие книги увлекают старшеклассников, Алина узнаёт, иногда заменяя маму на её уроках.
— Старшеклассники нашей школы любят литературу модернизма, постмодернизма. Интерес проявляют к творчеству Есенина, Бродского, Булгакова, братьев Стругацких.
А молодая учительница очень любит Достоевского, уважает Пастернака, Булгакова. Из зарубежных классиков ей ближе всего Фаулз, Золя и Теккерей. Советовать читать конкретных авторов не берётся: считает, что литературный вкус сугубо индивидуален, и тебе вовсе не обязательно восхищаться тем, что так любит твой, пускай и авторитетный, друг.
Прощаясь, Алина говорит, о чём мечтает педагог, любой — начинающий или уже со стажем:
— Чтобы ученики любили, не забывали. И через много лет после выпуска приходили в гости.
Фото из личного архива А. Магомедовой