Успехи экономических реформ в некогда братских республиках оказались еще более потрясающи, нежели в России. Под их впечатлением граждане ближнего зарубежья потянулись к нам на заработки. Так сказать, за «длинным рублем». Радушные россияне встретили их фразой: «Понаехали тут…». Правда потом наиболее предприимчивые смекнули, что иностранная трудовая миграция имеет и положительные стороны. Гастарбайтеры брались за любую работу, причем без особых претензий и за скромную плату. Это ли не мечта всякого предпринимателя?! Что до интересов общества и государства, то здесь не все так просто.
Рассказать о ситуации с использованием иностранных работников в нашем городе мы попросили начальника отдела по вопросам трудовой миграции УФМС РФ по Белгородской области Алексея Бондаренко.
— Алексей Александрович, сколько иностранных граждан в настоящее время трудятся в Белгороде? Откуда они приехали и чем занимаются?
— Областной центр, как крупная агломерация, привлекает внимание трудовых мигрантов. Отмечу, что иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на основании двух видов разрешительных документов: разрешения на работу у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо патента для осуществления трудовой деятельности у физических лиц для их личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. На 1 ноября в Белгороде разрешение на работу имели 2016 иностранцев. Три четверти из них — граждане Украины. Из дальнего зарубежья в областном центре трудятся подданные одиннадцати государств. В том числе по четыре человека из Германии и Турции, а также трое колумбийцев. Две трети мигрантов занимаются строительством. Что касается патента, то его обладателями являются 3034 человека, из которых около 60 процентов — граждане Узбекистана.
Если говорить о структуре миграции по профессиональному уровню, то три четверти мигрантов — специалисты высокой и средней квалификации. К ним относятся не только ученые и инженеры, но также специалисты с большим стажем. Это весьма хороший показатель. Из года в год низкоквалифицированных иностранных работников у нас становится все меньше. За последние пять лет, благодаря проводимой на городском и областном уровне селективной политике, их количество сократилось вдвое. Сейчас они преимущественно задействованы на сезонных сельскохозяйственных работах (уборке урожая, обрезке плодовых деревьев и т. д.)
— В Белгороде остается нерешенной проблема безработицы населения. Привлечение гастарбайтеров, чего греха таить, ее в определенной степени обостряет. Какова позиция властей в этом вопросе?
— Сейчас число иностранных трудовых мигрантов у нас составляет около одного процента от общего количества трудоспособного населения. По российским меркам это весьма невысокий показатель. Для сравнения: в ЦФО он равен 3-4 процентам, в Москве — официально пять. Таким образом, говорить о переизбытке иностранных граждан на городском рынке труда нельзя.
Наш регион на протяжении 540 километров граничит с Украиной. Это обуславливает значительные миграционные потоки. Подавляющее большинство (95 процентов) въезжающих на территорию Белгородчины — украинцы. Остальное преимущественно приходится на представителей Молдовы, Узбекистана и Таджикистана.
Приток иностранной рабочей силы позволяет заполнить дефицит вакансий на местном рынке труда. В ряде случаев это вполне оправданно. Однако есть случаи, когда работодатели привлекают иностранных граждан безосновательно, без учета интересов белгородцев, стоящих на учете в Центре занятости.
Властями делается все возможное, чтобы привлекать только тех мигрантов, в которых остро нуждается экономика. Реализуемая селективная политика направлена на цивилизованное привлечение иностранных трудовых ресурсов. Отмечу, что в других российских регионах подобная практика практически отсутствует. Губернатором утвержден «Временный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Белгородской области» (постановление правительства Белгородской области № 125-пп от 4 апреля 2011 года). Этот эксклюзивный документ ценен с практической точки зрения. В нем каждому ведомству контрольно-надзорного блока детально прописаны действия в отношении трудовых мигрантов, кроме того регламентирован порядок обмена информацией. Например, департамент здравоохранения в течение трех дней с момента выявления у иностранного гражданина инфекционного заболевания сообщает об этом в УФМС. После этого мы отказываем в выдаче разрешения либо аннулируем действующее разрешение на работу. О принятых мерах УФМС оповещает департамент здравоохранения. В различных аспектах эти вопросы рассматриваются на совещаниях у губернатора.
Нельзя не признать, что мигранты несут не только положительные экономические и социальные моменты, но и явно негативные. В частности, рост уровня уголовных правонарушений. С начала этого года мигрантами из стран СНГ совершено уже более двухсот преступлений. Лидируют в этом выходцы из Средней Азии.
Сейчас стоит задача навести порядок на рынке труда. Проблема эта целенаправленно решается на протяжении последних пяти лет.
— Алексей Александрович, как на практике реализуется селективная политика в отношении гастарбайтеров?
— Как я уже говорил, существует региональная правовая база, которая регулирует вопросы привлечения иностранной рабочей силы. Предприятия, претендующие на прием мигрантов из-за рубежа, до 1 мая подают заявки в органы занятости населения. Там их обобщают и формируют реестр, поступающий на рассмотрение областного правительства и губернатора. Заявки проходят весьма жесткий контроль. Например, в этом году из органов занятости поступили заявки на привлечение в регион 12 тысяч иностранных граждан. Из них треть была исключена ввиду необоснованности. В заявках были вакансии, которые могут занять российские граждане, но руководство предприятий отдает предпочтение иностранцам в силу дешевизны оплаты их труда.
В случае, если предприятие не принимало участие в заявочной кампании, но в течение года возникла потребность в привлечении иностранного работника, то этот вопрос в обязательном порядке рассматривается межведомственной комиссией миграционного контроля городской администрации, а затем аналогичной комиссией областного уровня. Таким образом, заявка проходит двойной контроль.
В областном центре и регионе действует ряд целевых программ по обучению и переобучению безработных российских граждан. Реестр предприятий, которые заявили потребность в иностранной рабочей силе, внимательно изучается, и по данным профессиям начинается подготовка своих кадров. По завершении обучения белгородцы направляются на предприятия-заявители. Это позволяет частично уменьшить спрос на иностранную рабочую силу. Наряду с этим ширятся процессы внутренней трудовой миграции из других субъектов Российской Федерации. Управлением по труду и занятости заключено несколько соглашений с другими регионами об обмене трудовыми ресурсами. Тем не менее, одним из источников покрытия дефицита рабочей силы все еще остается внешняя трудовая миграция.
— Не приводит ли столь жесткий контроль со стороны властей к стремлению части работодателей привлекать гастарбайтеров в обход существующих правил?
— За нарушение миграционного законодательства предусмотрены весьма строгие наказания. Иностранец, осуществляющий незаконную трудовую деятельность, может быть оштрафован на сумму от 2 до 5 тысяч рублей. Если нарушение совершено повторно, то материалы передаются в суд, по решению которого мигрант подлежит административному выдворению за пределы России. С начала года с территории Белгородчины выдворены уже более сорока человек. Кроме того, в судебном порядке принимается решение о закрытии иностранцу въезда в страну на срок до 5 лет. На работодателя, незаконно использующего иностранную рабочую силу, налагается административный штраф (на физическое лицо — 2-5 тысяч рублей за каждого привлеченного иностранца, на должностное лицо, отвечающее за работу с кадрами на предприятии — 25-50 тысяч рублей, на юридическое лицо — 250-800 тысяч рублей). Безусловно, это дисциплинирует.
Тем не менее отмечается устойчивая положительная динамика привлечения к административной ответственности. В Белгороде за 10 месяцев этого года оштрафовано 327 иностранцев на общую сумму 811 тысяч рублей и 206 работодателей на сумму 672 тысячи рублей. Для сравнения: по области за указанный период привлечены к административной ответственности более полутора тысяч мигрантов и около 1,3 тысячи работодателей (физические и юридические лица).
Проводятся оперативно-профилактические мероприятия («Нелегальный мигрант», «Нелегал», «Патент» и т. д.), в ходе которых силами ряда подразделений силовых структур отрабатываются отдельные территории города либо сферы деятельности. Как показывает практика, наиболее эффективны комплексные проверки.
Поставлены под контроль и налоговые поступления от иностранных граждан. По Белгороду с начала года только от иностранцев, работающих по патенту, в региональный бюджет уже поступило 13,5 миллиона рублей. На основании данных УФМС налоговая инспекция регулярно проводит проверки и выявляет недоимки. Таким образом, обойти существующие миграционные правила становится все сложнее.
Для сведения: постановка мигрантов на учет осуществляется отделом УФМС по Белгороду (ул. Островского, 25), а разрешение на работу в городе выдается нашим отделом, который находится по адресу: пер. 1-й Мичуринский, 18.