Рассказываем о художнике, расписавшем главный белгородский храм
> Своды и купола Преображенского кафедрального собора Белгорода украшают величественные росписи. Прихожане привыкли обращаться к образам святых в своих молитвах, но мало кто задумывается об авторах этих изображений.
Их создатель — Александр Работнов, совместно с бригадой расписавший 12 храмов и церквей в России. В марте этого года мастер мог бы отметить 75-летие.
Поиск пути
К храмовому искусству Александр Работнов шел долгие годы. Он родился в 1943 году в старинном городе Ярославле, жемчужине русской культуры. Детство художника пришлось на страшное военное время — немецкие захватчики бомбили Ярославль с воздуха. Но любовь к красоте мира и желание передать и поделиться ею с другими стали стимулом рисовать. Путь к искусству для Александра, как и для многих советских детей, начался с занятий в изостудии Дворца пионеров, куда его привел отец. Потом была учеба в Ярославском художественном училище, и тогда появилось желание заниматься монументальным искусством. Работнов окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), одно из старейших художественных учебных заведений России, где обучались будущие монументалисты. Во времена студенчества Александр копировал фрески Феофана Грека и старых мастеров в храмах Великого Новгорода, Пскова, Ярославля, изучал древнерусскую живопись. Знаменитая на весь мир старинная архитектура, памятники древнерусской культуры, фрески на стенах храмов и церквей Ярославля оказали большое влияние на становление художника. Изучение уникальных ярославских храмовых росписей часто приводило его в заброшенные и закрытые церкви, куда приходилось пробираться чуть ли не через разбитые окна. В Советском Союзе не было возможности заниматься храмовым искусством из-за негативного отношения государства к религии.
Мария Работнова, дочь художника, для книги об отце «Жизнь как служение искусству» написала: «Желание поработать в храме было таким большим, что Александр как-то набрался храбрости и пришел к ярославскому архиерею с вопросом: «Можно ли у вас что-нибудь расписать?». Старый, маститый архиерей благожелательно встретил студента, поговорил с ним, но, к сожалению, вынужден был ответить отказом — времена для Церкви были суровые».
Одним из учителей Работнова в «Строгановке» был известный художник-монументалист Олег Павлович Филатчев, имевший большое влияние на творческую молодежь 1970-х годов (его работа представлена в постоянной экспозиции Белгородского художественного музея). После окончания учебы Александр Сергеевич по распределению приехал в Кемерово, где провел больше 20 лет, оформляя росписями и мозаиками общественные здания: аэропорт, санаторий-профилакторий, дворцы культуры и спорта. В этот период он работал и как мастер-станковист: писал портреты, натюрморты, пейзажи. Живопись Александра Работнова тональная, художник использует приглушенные цвета, что позволяет создать особое эмоциональное настроение его произведениям. Ранние живописные полотна были созданы под влиянием сурового стиля — направления в искусстве СССР 1960-х гг. В портретах мастер изображает своих современников, их волю и энергию, передает суровый романтизм характера. Работы этого периода сдержанны в колористическом решении, лаконичны, написаны большими плоскостями цвета.
Дорога к Богу
В 1988 году во всем мире отмечалось тысячелетие Крещения Руси, и этот год стал переломным для Русской православной церкви, изменилось отношение
власти и общества к религии. Работнов решил осуществить давнюю мечту: он познакомился с настоятелем строящейся неподалеку церкви и предложил свои услуги художника. Так начался большой путь в храмовое искусство.
«Настоятель храма взялся за подготовку будущего иконописца к работе, дал книги — сначала светские о религии, затем духовные», — рассказала Людмила Алексеевна Работнова, вдова художника. Александр Сергеевич писал иконы на разных материалах — на холсте, на левкасе (меловой грунт, которым покрывалась доска), по старинным технологиям, используя темперные краски. Тогда же настоятель предложил сделать росписи сводов церкви. Художник изначально работал сам, а затем к нему присоединились товарищи. Платили за столь сложную и требующую полной самоотдачи роспись копейки, оценивали труд художников-монументалистов как обычных маляров. Дальше были росписи Знаменского
кафедрального собора в Кемерово. За эту работу художник был награжден Святейшим Алексием II Патриаршей грамотой.
В 1998 году эскизы Работнова к росписям храма Петра и Павла в Прохоровке участвовали в конкурсе и получили благословение владыки Иоанна, тогда епископа Белгородского и Старооскольского. В этом же году со своей артелью мастер приезжает в Белгород. А спустя три года решает остаться здесь навсегда — в Белгородской области активно шло строительство и реставрация церквей и храмов, и недостатка в работе не было.
Дело его жизни
Переезд в Белгород был началом нового проекта, который стал для Работнова основным делом на следующие пять лет. Он создал программу росписей Преображенского кафедрального собора Белгорода. Во время работы в соборе проводились службы и расписывать своды Александру Сергеевичу с бригадой приходилось даже во время богослужений. Следующий крупный заказ — роспись Спасо-Преображенского собора в Губкине. Над ней трудилась артель из 12 человек, и огромный объем работ был выполнен всего за два года. Мастера-монументалисты создают удлиненные пропорции фигур, чтобы подчеркнуть нематериальность образов святых. К тому же на росписи, в отличие от иконы, мы смотрим снизу, они находятся на большой высоте и воспринимаются зрителем в сокращении. Не все изображения находятся на ровной поверхности стены, многие сцены покрывают своды, купола и ниши строения, и перед художником стоит сложная задача художественного оформления пространства сооружения. Росписи мастера гармоничны и спокойны в своем колористическом решении, преобладают приглушенные цвета: голубые, красные и зеленые, разные оттенки охры.
Александр Сергеевич оставил после себя богатое художественное наследие, в том числе живописные произведения, десять из которых хранятся в фондовой коллекции Белгородского художественного музея. Картины Работнова неоднократно экспонировались на выставках в Белгороде.
Александр Работнов скончался в октябре 2013 года. Художник ушел из жизни за работой, не успев закончить икону, которую завершил его сын Антон. Но память о мастере будет жить долгие годы в его произведениях.
Маргарита КОВЫНЕВА, младший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
Фото из личного архива Л.А.РАБОТНОВОЙ и Белгородского художественного музея