Его первые детские воспоминания связаны еще с довоенным периодом. Мальчику было пять лет, когда его родная деревня Дубровицы в Львовском воеводстве Польши вошла в состав СССР. А потом грянула война. Несколько лет они жили в оккупации, и это были страшные годы. Многих родственников расстреляли фашисты, а их семье удалось выжить, потому что они постоянно скитались, скрываясь от преследований. Их прятали порою чужие люди — поляки, украинцы, выдавая за своих родных. Грамоте Петю учила бабушка, имевшая 4 класса образования, но глубоко убежденная в том, что только образованный человек может чего-то добиться в жизни.
В 1944 году их большая семья обосновалась в городе Коломыя Ивано-Франков-ской области, и мальчик пошел в школу. Он быстро научился говорить по-русски, общаясь с солдатами. В семейном альбоме сохранилась фотография, где он позирует босой, но в солдатской пилотке. А вскоре сбылась его мечта — Петя поступил в музыкальную школу. И в педагогическое училище он пошел, потому что там учили музыке, были хор и оркестр. Но учителем начальной школы так и не стал. В областном центре открыли музыкальное училище и влюбленного в музыку паренька взяли сразу на второй курс, правда, в класс домры, а не скрипки.
В ту пору было принято собирать талантливую молодежь для продолжения учебы в высших учебных заведениях. И когда в училище приехали представители Харьковской консерватории, Петру Данильцу предложили попробовать свои силы на вступительных экзаменах. Это было непростое решение — оторваться от семьи и ехать в неизвестность. Злые языки рассказывали всякие небылицы про нравы в Советском Союзе. Но мудрая бабушка напутствовала: «Советские войска нас спасли, ничего не бойся». Так он поступил на факультет народных инструментов и всю жизнь посвятил служению русской народной культуре. Еще во время учебы подрабатывал в самодеятельных коллективах Харькова и к окончанию консерватории уже накопил опыт практической работы.
По распределению Петр Дмитриевич попал в Тернопольское музыкальное училище, где не только преподавал, но и с присущим ему энтузиазмом окунулся в творчество. К очередной годовщине Октябрьской революции организованный им сводный хор исполнил песню «Ленин всегда живой». Не удивительно, что молодого энергичного преподавателя, да к тому же руководителя симфонического оркестра, не хотели отпускать в Белгород, в новое музыкальное училище. Петр Дмитриевич признается, что уехал самовольно.
С тех пор жизнь заслуженного работника культуры Российской Федерации неразрывно связана с Белгородским музыкальным училищем и институтом культуры. В начале шестидесятых недавно образованный областной центр бурно развивался. Молодому специалисту предоставили полный простор для творчества: дали возможность организовать на отделении народных инструментов класс домры, создать оркестр. А потом его усилиями были созданы симфонический и камерный оркестры. Активная концертная деятельность, участие в работе популярных тогда «университетов культуры», вечера камерной музыки — он успевал везде. Вместе со своими студентами они объездили всю область, их радушно принимали и в селах Белгородчины, и на концертных площадках областного центра, и в Харькове.
Петр Дмитриевич бережно хранит многочисленные альбомы, в которых запечатлена его многогранная педагогическая деятельность. Он не теряет связи со своими многочисленными выпускниками, следит за их достижениями и радуется семейному счастью. Ветеран с гордостью рассказывает о тех музыкантах, которые стали достойным пополнением нескольких коллективов белгородской филармонии. Показывает, например, фото Константина Воловикова. Он стал артистом ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД России. Выпускники Данильца работают не только в разных уголках нашей страны, но и на Украине, в Израиле, США, Германии. Многие ученики Петра Дмитриевича стали преподавателями музыкальных школ нашего города, прививая любовь к прекрасному юному поколению белго-родцев. В день юбилея двери квартиры Данильцов не закрывались — выпускники, многочисленные друзья и коллеги к нему приходили со словами любви и признательности.
Анна БАРАБАНОВА
Фото из архива Петра Дапнильца