>Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС. Мы купили бытовой водонагреватель за 12 тысяч рублей. Муж самостоятельно его подключил, но через два дня его работы произошло замыкание. Вызвали мастера из сервисного центра, который произвел осмотр и выдал копию акта, в котором указано, что «прибор не работает по причине произошедшего замыкания, провода оплавлены», а в графе «установка» отметка —«клиент самостоятельно установил прибор». Потом он нам объяснил, что в инструкции говорится об установке и подключении прибора уполномоченным сервисным центром. Мы обратились в магазин с письменным заявлением о замене, но нам сказали, что замена будет после проведения экспертизы. Правомерно ли это? ЕЛЕНА.
ОТВЕТ. В соответствии со ст. 7 закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения,транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и оговариваются законом или в установленном им порядке. Изготовитель указал о необходимости его подключения (установки) сервисным центром, следовательно, потребитель не должен был самостоятельно устанавливать водонагреватель. Согласно п. 52 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.), продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с обязательными требованиями или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается. Информацию об организациях, выполняющих указанные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товаров. Вот поэтому магазин намерен провести независимую экспертизу, считая, что прибор был неправильно установлен, а потребитель нарушил правила использования товара, что установлено п. 6 ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей». В данной ситуации независимая экспертиза необходима, чтобы установить причину замыкания. Если экспертизой будет установлено наличие скрытого производственного недостатка в самом водонагревателе, то продавец обязан будет заменить водонагреватель. Если же причиной станет неправильная установка или эксплуатация, то потребителю правомерно откажут в обмене, так как в соответствии с п. 5 ст. 14 закона РФ «О защите прав потребителей» «…изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги)».
ВОПРОС. Купила краску для волос. После первого применения краски кожа головы покраснела, появилось легкое жжение. Я обратилась в магазин, чтобы вернуть деньги, но мне отказали, сославшись на то, что сроки годности не прошли, информация вся имеется. Правы ли они? АНГЕЛИНА
ОТВЕТ. В данной ситуации необходимо зафиксировать проявление аллергической реакции и обратиться к врачу, указывая на краску, как на источник аллергии. Это обращение должно быть зафиксировано в медицинской карте, так как впоследствии оно подтверждает факт возникновения аллергической реакции на краску. Кроме того, для возврата денежных средств, необходимо проверить, соответствует ли указанный состав краски содержимому. Проверка проводится независимой экспертизой. В гарантийный срок экспертизу проводит продавец, а покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы. Если указанный изготовителем состав будет соответствовать содержимому, то проявленная аллергия может быть индивидуальной реакцией человека, и в этом случае ни продавец, ни изготовитель не отвечают за это, поэтому, вправе отказать в возврате денежных средств. Если же экспертизой будет выявлено расхождение между указанным изготовителем и фактическим составом краски, то потребитель вправе требовать не только возврата ее стоимости, но и возмещения вреда здоровью (это и обращение к врачу, и расходы на лекарства, назначенные на лечение аллергии, и компенсацию морального вреда).
СПРАВКА «НБ»
В отделе защиты прав потребителей управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода граждане могут получить консультации по вопросам защиты своих прав.
Прием ведется ежедневно — с 9.00 до 13.00 часов (г. Белгород, ул. Н. Островского, 7, каб. 1), тел.: горячая линия — 32-42-39, телефон доверия — 32-44-21, единая общественная приемная — 32-31-84.