Ветеран готовил самолеты к бою
> Авиамеханик, ракетчик, связист — такие воинские специальности пришлось освоить Ивану Гордеевичу Губскому в период его воинской службы.
В армию он был призван незадолго до начала войны. К тому времени Иван Гордеевич учился в липецком техникуме, но не успел окончить третий курс. Был направлен в Серпухов в военное авиатехническое училище, получил специальность авиационного механика и звание сержанта.
Боевое крещение сержанта произошло на Западном фронте, под Смоленском. Авиамеханик занимался обслуживанием истребителей ЯК-1.
Далее его 161 истребительный авиационный полк был переведен на Северо-Западный фронт, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Потом Иван Гордеевич воевал на Первом и Втором Белорусских фронтах.
— Моим командиром был Тимур Фрунзе, сын известного военачальника Михаила Фрунзе. У него звание лейтенант тогда было. Он летал на боевые задания, а я ему всегда докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет полностью готов». Порой даже помогал надеть парашют. В январе 1942 года Тимур Фрунзе с командиром звена и ведущим пары полетели на боевое задание. Они были окружены 15 бомбардировщиками и четырьмя истребителями. Ведущего подбили, Тимур Фрунзе прикрывал поврежденный самолет товарища, израсходовал весь боевой комплект. Лейтенант был окружен и расстрелян, — рассказывает о судьбе своего командира Иван Гордеевич.
Война — кровопролитная битва, в которой остаться в живых и принести пользу своим для солдата бывает намного ценнее славы и наград, считает ветеран. Иван Гордеевич поделился случаем, когда был на волоске от смерти:
— Однажды пехота передала, что бомбардировщики в нашу сторону полетели. Начальник штаба дал зеленую ракету. Истребители, на взлет! Немцы увидели, где расположены наши самолеты, и начали бомбить. Мой самолет тоже попал под бомбежку. Мы прятались под самолетами, там были щели. И когда был сделан первый заход немецким бомбардировщиком, я поднялся и перебрался в эти щели, а немецкий бомбардировщик пошел на второй круг. После второго круга самолет был сильно поврежден, под ним был осколок. Если бы я тогда, после первого захода, не поменял место, исход оказался бы летальным. Но я остался жив и продолжил ремонтировать те самолеты, которые еще подлежали ремонту.
Иван Гордеевич прошел всю войну, встретил День Победы под Берлином. Губ- ский награжден тремя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы» и орденом Отечественной войны.
В 1946-м авиамеханик демобилизовался и уехал домой. Он продолжил обучение в Харьковском техникуме электротехнической связи. После окончания получил назначение в Белгород.
— Но проходит пять лет, и в 1951 году меня опять призывают — нужны электрики в ракетные войска. А у меня в дипломе написано «электротехник», но я же связист! «Ничего. Раз электричество изучал, значит, знаешь», — ответили в военкомате. Я прослужил 17 лет, дослужился до подполковника.
В запас Иван Гордеевич был уволен в 1968 году в должности заместителя начальника корпусного узла связи. Потом переехал в Белгород, где продолжил работать инженером телефонной службы. В 1995 вышел на пенсию.
— Когда папа уходил на пенсию, начальник попросил его остаться, передать опыт молодым коллегам, — поделилась дочь Ивана Гордеевича. — В 80 лет он все еще трудился на даче. Сейчас каждое утро начинает с того, что выпивает воду и съедает яблоко, и только затем следует завтрак. Все приемы пищи строго по расписанию. Вот что значит военная дисциплина!
В этом году 12 августа у Ивана Гордеевича Губского юбилей — 95 лет. Спасибо за Победу! С наступающим праздником! И, конечно, сил и здоровья!
Софья КУЗНЕЦОВА
Фото из личного архива Ивана ГУБСКОГО