Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
25 лет назад в администрации Белгорода был создан отдел по защите прав потребителей
> В феврале 1992 года, когда страна переходила к рыночной экономике, был принят закон «О защите прав потребителей», и вскоре при управлении потребительского рынка создали новый отдел, полномочия которого определены 44-й статьей этого законодательного акта — «Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления». Об истории становления отдела и сегодняшнем дне рассказывает нынешний начальник Наталья МЕДВЕДЕВА.
— Наталья Ивановна, с чего все начиналось?
— В отделе было семь человек, а возглавила его Нина Гавриловна Шуваева, необыкновенно добрый, выдержанный человек и, конечно же, грамотный специалист. В разные годы работой отдела руководили Татьяна Федоровна Седых, Валерий Владимирович Лебедь, Елена Николаевна Лепявко.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из самых часто применяемых российских законов. И важность принятых четверть века назад решений ни у кого не вызывает сомнений. Посудите сами.
За последние 10 лет в отделе по защите прав потребителей получили помощь более 44 тыс. горожан, а тем, кто купил некачественные товары или получил не отвечающие требованиям услуги, мы помогли возвратить в семейные бюджеты 41 млн рублей.
Кроме того, специалисты отдела оказали помощь в представлении 229 исковых заявлений в судебные органы, в том числе с 2014 по 2016 годы — 27 исковых заявлений от имени администрации города в защиту прав потребителей, по которым вынесены решения в пользу потребителей.
— Давайте все-таки вновь возвратимся в 90-е, ведь Вы работали в отделе с его образования.
— Говорить о том, что было сложно, не сказать ничего. Работа в отделе начиналась в непростое время: в стране — экономический кризис, старая законодательная база практически отсутствовала, новая только появлялась. В то время город напоминал одну торговую площадку: палатки, киоски, павильоны, стихийная торговля. Мы приходили на предприятия торговли и рассказывали о том, что есть такой закон и его необходимо соблюдать. Вспоминается первый судебный процесс в защиту прав потребителя. К нам обратилась женщина, купившая холодильник
в одном из отделов техники «Дома торговли». Он сломался и после ремонта вновь вышел из строя. Продавец отказался возвращать деньги, предлагая покупательнице самостоятельно обращаться на завод-изготовитель, чтобы ей вернули деньги. Дескать, его предприятие только продает товары и за их качество ответственности не несет. Мы составили исковое заявление и пошли вместе с потребителем в суд. На первом заседании судья тоже впервые услышала о нашем законе и даже попросила сделать копию. У нас в администрации, на пятом этаже, стоял один огромный ксерокопировальный аппарат, вот там и мы сделали эту копию для суда. И, знаете, выиграли его, а ведь у торгового предприятия были известные адвокаты.
— Со временем, наверное, пришел опыт и формы работы менялись?
— Конечно. Вскоре в отделе стал работать телефон для консультации граждан, его размещали на стендах «Уголок потребителя». Также мы стали проводить лекции, семинары на предприятиях потребительского рынка. Кроме того, в 2011 году появился специализированный интернет-портал. На нем постоянно обновляется информация, для потребителей проводятся интересные обучающие мероприятия: электронные викторины, кроссворды. А в разделе «Вопрос-Ответ» можно оперативно получить ответ-консультацию на своё обращение.
За три года сайт www. belozpp. ucoz. Ru посетили более 182 тыс. человек, а с вопросами обратились более 900 граждан.
— Для каждого человека поход в магазин — обычное дело. И различные спорные ситуации при этом неизбежны. Как стараетесь разрешать их?
— Мирным путем. В нашей практике немало случаев досудебного разрешения споров между потребителями и рыночными контрагентами, и в большинстве случаев нам удается достичь компромиссного решения вопросов. А если не получается — оказываем помощь в составлении искового заявления. Многие потребители не хотят ввязываться в судебные тяжбы, полагая, что это им дорого обойдется, ведь они и так понесли убытки из-за покупки некачественного товара. Но такая позиция неверна. На самом деле обращение потребителя в суд дороже обходится недобросовестному продавцу или изготовителю. Приведу пример. К нам обратился потребитель, который намаялся с сотовым телефоном. Приобретенный в одном из салонов города в течение гарантийного срока он дважды побывал в ремонте, однако дефекты проявились вновь, и мужчина согласился на ремонт в третий раз. Когда пришел в сервисную мастерскую через 45 дней (это максимальный срок, установленный на ремонт), ему сообщили, что телефон не отремонтирован по причине отсутствия запасных частей. Тогда с нашей помощью потребитель обратился к руководителю салона с письменным заявлением, в котором требовал заменить некачественный телефон на новый, но ответа так и не дождался. Не была удовлетворена и его претензия, где он отказывался от исполнения договора купли-продажи и требовал вернуть уплаченные за телефон деньги. Специалисты отдела помогли обратиться с исковым заявлением в мировой суд. В ходе судебных заседаний было принято решение о расторжении договора купли-продажи и взыскании с ответчика уплаченной за телефон денежной суммы, выплате неустойки за неисполнение в установленные законом сроки требований потребителя, штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной потребителю, а также компенсацию морального вреда и госпошлину. В итоге ответчик выплатил сумму, в два раза превышающую стоимость телефона.
— Ежедневно сотрудники Вашего отдела решают проблемы самых разных людей. А есть какие-то проблемные направления в работе?
— Бесспорно, сейчас люди стали грамотнее, и многие научились защищать свои права как потребители. И при покупке обращают внимание на маркировку: сроки изготовления товара, условия хранения. Даже ветераны, с которыми мы занимаемся в Университете третьего возраста, радуют своими познаниями. Но есть вещи, которые просто поражают: образованные люди попадаются на уловки проходимцев, которые предлагают товары и услуги за копейки или же заманивают бесплатными акциями и презентациями. И к нам, и в управление Роспотребнадзора идут те, кто заключил кредитные договоры на десятки тысяч рублей за косметику, дорогостоящую посуду. Расторгать такие договоры сложно, и практически всегда — в судебном порядке.
Еще одна беда — продавцы-коробейники. Участились обращения граждан, которые купили товары на дому. Однажды к ним в дверь постучались коробейники с заманчивыми предложениями купить самые разнообразные товары, состоящие порой из целого набора полезных вещей: посуды, одеял из шерсти новозеландских овец, фильтров для очистки воды, а также различных медицинских аппаратов, которые «лечат всё». Появляются такие продавцы, как правило, в дни получения пенсий, потому что ориентированы на людей пожилого возраста. «Полезные» вещицы, в лучшем случае, оказываются бесполезными, но бывают и небезопасными. И в таких ситуациях нам сложно помочь пострадавшим. А наш коллектив свою главную задачу видит в том, чтобы сделать жизнь наших земляков лучше.
Анна БАРАБАНОВА
СПРАВКА «НБ»
В отделе защиты прав потребителей управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода можно получить консультации по вопросам защиты своих прав.
Прием ведется ежедневно — с 9 до 13 часов по адресу:
г. Белгород, ул. Н. Островского, 7, каб. 1,
тел.: «горячая линия» — 32-42-39,
«телефон доверия» — 32-44-21,
«единая общественная приемная» — 32-31-84.