За ночью придёт рассвет

Выставка «Укрытие» открылась в Белгородском центре народного творчества. Её экспозиция посвящена жителям нашего города - людям, которые стали родными благодаря общей беде. Ведь родственники - это те, чья боль сильнее, чем твоя.

Сирены, предупреждающие об опасно­сти, стали для приграничья фоном жизни. Те мысли, которые он породил, послужили основой для концепции выставки. Её со­брали из осколков личных историй работ­ники Центра народного творчества.

— Мы представляем не просто выстав­ку, а отражение наших чувств, нашей дей­ствительности, — поясняет экскурсовод — заведующая отделом развития креатив­ных индустрий Наталья Ковалёва. — Было решено назвать её «Укрытие», потому что здесь можно найти защиту от тревог и страхов.

— Мы открыты для новых идей. Проект трансформируется со временем. Мы на­чинали с одной концепции, но в процессе получали обратную связь от посетите­лей, рождались новые идеи, мы постоян­но привносим что-то новое, — дополняет её заведующий отделом пресс-службы и медиапроектов БГЦНТ Владимир Решетников.

А Юлия Покровская, режиссёр центра, считает, что такое укрытие у каждого своё. Для неё это семья, именно она помогает обретать надежду в каждом дне. Юлия, как и её коллеги, ощутила дыхание войны, ког­да в преддверии праздника здание БГЦНТ повредил снаряд.

— В конце декабря 2023 года мы анон­сировали мероприятия на грядущий год, но, к несчастью, они не состоялись из-за ужасной трагедии, — рассказывает она. — Второго января осколки разорвавшегося снаряда повредили фасад и разбили наш телевизор. Теперь они — часть выставки, напоминание о том, от чего никто не за­страхован.

Помимо осколков и покорёженного телевизора, выставочный зал украшают распечатки переписок из рабочих чатов. В сообщениях — волнение, поддержка и по­стоянный вопрос: «Все ли живы?».

Юлия вспоминает самый страшный для неё день:

— Все произошло на Красную горку, ког­да неподалеку обрушился подъезд дома. Мы видели дым… Это было 12 мая.

Удар принял на себя соседний подъезд, квартиру друзей семейства посекло оскол­ками. К счастью, младший ребёнок Юлии на тот момент был в лагере. Женщину убе­регло лишь то, что она послушала стар­шего сына и укрылась в коридоре. С тех пор она живёт с постоянной тревогой, как и многие белгородцы. После разрушения окна заколотили фанерой. В это тяжёлое время соседей сблизила общая беда.

— Прилетело — все вышли, друг другу помогают. Понимают: нужно дорогу под­мести, чтобы машины проехали. Должна приехать техника специальная, скорая, по­жарная. Осколки могут помешать. Многие бросались помогать, не дожидаясь ско­рой, — вспоминает Юлия.

Жизнь в прифронтовом городе — это непрерывный процесс принятия сложных решений, сопровождающийся мучитель­ными размышлениями о том, остаться или уехать, как жить дальше, как объяснить происходящее детям. Многие оказались перед выбором, и каждый делал его по- своему.

— Я пыталась уговорить родителей уе­хать, но они сказали, что никуда не поедут принципиально. У меня тоже подобного желания не возникало, но за детей пере­живаю, — делится моя собеседница.

Для старшего поколения покинуть род­ной дом — всё равно, что перечеркнуть зна­чительную часть жизни. Но почему Юлия предпочла остаться, несмотря на опас­ность? Появилось ощущение, будто есть что-то большее, чем материнский страх. Она объясняет:

— У всех, конечно, разные причины остаться. Кто-то уже уехал и понял, что дома и стены помогают. И в работе, и в жизни. Это наш дом. Не квартира, а го­род, страна. В первую очередь город. Потому что, бывая в других регионах, ты понимаешь, что люди совершенно не по­нимают, что здесь происходит.

Трудно ожидать сопричастности от тех, кто не познал тяжелейших условий. Но так ли нам необходимо понимание? Существует риск возвести собственную боль в идентичность. Многие города сти­рают с лица земли. Там не звучат сире­ны, нет аптечек, нет укрытий. И, конечно, нет таких экспозиций. Вероятно, у само­го приграничья существует некая града­ция вовлечённости.

— Но когда темнокожий парень всем сердцем разделяет интересы твоей страны и боль твоего города, знает и поёт наизусть «Катюшу» — это дорого­го стоит, — вспоминает одну необычную встречу Юлия.

Именно культура — то, что предше­ствует нам и, в лучшем случае, останет­ся после. Преемственность поколений играет важную роль в сохранении обще­человеческих ценностей.

— Я с детства помню эту фразу: «Если мы войну забудем, вновь придёт война». Может быть, мы стали это забывать. И потому она повторяется. Всё циклично, — размышляет Юлия.

Эти мысли находят отклик у многих людей. Подтверждением служат много­численные экспонаты выставки, которые приносят люди: части снарядов, сло­манные беспилотники, часы, на которых остановилось время.

— Квадрокоптеры, которые принесли страдания, теперь заключены в стеклян­ные колбы, чтобы никогда больше не причинили зла, — поясняют гостям.

Здесь же представлены тематические работы кузнеца Романа Скрипченко, о творчестве которого не раз уже писала наша газета.

Но особое впечатление производит инсталляция с пустой детской кроваткой.

— Мы просим посетителей поразмыш­лять: что это значит? Почему она пуста? Вернётся ли в неё кто-то? — рассказывает экскурсовод.

Несмотря на трагизм, выставка вселя­ет надежду на мир. Вторая часть экспози­ции погружает в пасторальные пейзажи Белгородской области. Здесь нашлось место и для детского досуга в виде мно­гочисленных игр. Звучит радио, где со­общают только хорошие новости. Орга­низаторы высадили тюльпаны, ставшие символом новой жизни. Посетителям предлагают написать свои самые боль­шие страхи и оставить их под стеклом стенда, символически прощаясь с ними.

Организаторы выставки убеждены, что экспозиция поможет горожанам най­ти силы жить дальше и сохранить веру в лучшее.

— Выставка показывает, что у нас есть надежда на скорое завершение этого кошмара, — уверены они.

«Укрытие» — не просто экспозиция. Это гавань исцеления и поддержки, ут­верждающая: за самой тёмной ночью не­избежно приходит рассвет.

Выставка «Укрытие» будет работать по 31 марта 2025 года. Вход на неё бес­платный.

 

Диана МАКАРОВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version