Сирены, предупреждающие об опасности, стали для приграничья фоном жизни. Те мысли, которые он породил, послужили основой для концепции выставки. Её собрали из осколков личных историй работники Центра народного творчества.
— Мы представляем не просто выставку, а отражение наших чувств, нашей действительности, — поясняет экскурсовод — заведующая отделом развития креативных индустрий Наталья Ковалёва. — Было решено назвать её «Укрытие», потому что здесь можно найти защиту от тревог и страхов.
— Мы открыты для новых идей. Проект трансформируется со временем. Мы начинали с одной концепции, но в процессе получали обратную связь от посетителей, рождались новые идеи, мы постоянно привносим что-то новое, — дополняет её заведующий отделом пресс-службы и медиапроектов БГЦНТ Владимир Решетников.
А Юлия Покровская, режиссёр центра, считает, что такое укрытие у каждого своё. Для неё это семья, именно она помогает обретать надежду в каждом дне. Юлия, как и её коллеги, ощутила дыхание войны, когда в преддверии праздника здание БГЦНТ повредил снаряд.
— В конце декабря 2023 года мы анонсировали мероприятия на грядущий год, но, к несчастью, они не состоялись из-за ужасной трагедии, — рассказывает она. — Второго января осколки разорвавшегося снаряда повредили фасад и разбили наш телевизор. Теперь они — часть выставки, напоминание о том, от чего никто не застрахован.
Помимо осколков и покорёженного телевизора, выставочный зал украшают распечатки переписок из рабочих чатов. В сообщениях — волнение, поддержка и постоянный вопрос: «Все ли живы?».
Юлия вспоминает самый страшный для неё день:
— Все произошло на Красную горку, когда неподалеку обрушился подъезд дома. Мы видели дым… Это было 12 мая.
Удар принял на себя соседний подъезд, квартиру друзей семейства посекло осколками. К счастью, младший ребёнок Юлии на тот момент был в лагере. Женщину уберегло лишь то, что она послушала старшего сына и укрылась в коридоре. С тех пор она живёт с постоянной тревогой, как и многие белгородцы. После разрушения окна заколотили фанерой. В это тяжёлое время соседей сблизила общая беда.
— Прилетело — все вышли, друг другу помогают. Понимают: нужно дорогу подмести, чтобы машины проехали. Должна приехать техника специальная, скорая, пожарная. Осколки могут помешать. Многие бросались помогать, не дожидаясь скорой, — вспоминает Юлия.
Жизнь в прифронтовом городе — это непрерывный процесс принятия сложных решений, сопровождающийся мучительными размышлениями о том, остаться или уехать, как жить дальше, как объяснить происходящее детям. Многие оказались перед выбором, и каждый делал его по- своему.
— Я пыталась уговорить родителей уехать, но они сказали, что никуда не поедут принципиально. У меня тоже подобного желания не возникало, но за детей переживаю, — делится моя собеседница.
Для старшего поколения покинуть родной дом — всё равно, что перечеркнуть значительную часть жизни. Но почему Юлия предпочла остаться, несмотря на опасность? Появилось ощущение, будто есть что-то большее, чем материнский страх. Она объясняет:
— У всех, конечно, разные причины остаться. Кто-то уже уехал и понял, что дома и стены помогают. И в работе, и в жизни. Это наш дом. Не квартира, а город, страна. В первую очередь город. Потому что, бывая в других регионах, ты понимаешь, что люди совершенно не понимают, что здесь происходит.
Трудно ожидать сопричастности от тех, кто не познал тяжелейших условий. Но так ли нам необходимо понимание? Существует риск возвести собственную боль в идентичность. Многие города стирают с лица земли. Там не звучат сирены, нет аптечек, нет укрытий. И, конечно, нет таких экспозиций. Вероятно, у самого приграничья существует некая градация вовлечённости.
— Но когда темнокожий парень всем сердцем разделяет интересы твоей страны и боль твоего города, знает и поёт наизусть «Катюшу» — это дорогого стоит, — вспоминает одну необычную встречу Юлия.
Именно культура — то, что предшествует нам и, в лучшем случае, останется после. Преемственность поколений играет важную роль в сохранении общечеловеческих ценностей.
— Я с детства помню эту фразу: «Если мы войну забудем, вновь придёт война». Может быть, мы стали это забывать. И потому она повторяется. Всё циклично, — размышляет Юлия.
Эти мысли находят отклик у многих людей. Подтверждением служат многочисленные экспонаты выставки, которые приносят люди: части снарядов, сломанные беспилотники, часы, на которых остановилось время.
— Квадрокоптеры, которые принесли страдания, теперь заключены в стеклянные колбы, чтобы никогда больше не причинили зла, — поясняют гостям.
Здесь же представлены тематические работы кузнеца Романа Скрипченко, о творчестве которого не раз уже писала наша газета.
Но особое впечатление производит инсталляция с пустой детской кроваткой.
— Мы просим посетителей поразмышлять: что это значит? Почему она пуста? Вернётся ли в неё кто-то? — рассказывает экскурсовод.
Несмотря на трагизм, выставка вселяет надежду на мир. Вторая часть экспозиции погружает в пасторальные пейзажи Белгородской области. Здесь нашлось место и для детского досуга в виде многочисленных игр. Звучит радио, где сообщают только хорошие новости. Организаторы высадили тюльпаны, ставшие символом новой жизни. Посетителям предлагают написать свои самые большие страхи и оставить их под стеклом стенда, символически прощаясь с ними.
Организаторы выставки убеждены, что экспозиция поможет горожанам найти силы жить дальше и сохранить веру в лучшее.
— Выставка показывает, что у нас есть надежда на скорое завершение этого кошмара, — уверены они.
«Укрытие» — не просто экспозиция. Это гавань исцеления и поддержки, утверждающая: за самой тёмной ночью неизбежно приходит рассвет.
Выставка «Укрытие» будет работать по 31 марта 2025 года. Вход на неё бесплатный.
Диана МАКАРОВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА