Поезд с первого взгляда очаровал своим колоритом. Пассажиров приветствовала проводница в форме военного образца. Интерьер вагонов, украшенных ретроплакатами и предметами советского быта, настраивал школьников на увлекательную экскурсию. Тематический телегид знакомил с историческими фактами, и только шум поезда заглушал слова с экрана.
Удобно устроившись у небольшой буржуйки, мы начали знакомиться с ребятами. Оказывается, они уже немало знают о пункте нашего назначения — посёлке Прохоровка, где в июле 1943 года развернулось одно из самых кровопролитных танковых сражений Великой Отечественной войны. Сегодня на Третьем ратном поле России вырос целый музейный комплекс, призванный воздать дань памяти советским воинам. Среди них были и родственники учащихся школы № 7.
— Когда началась война, прадеду было всего 17 лет. Он ушёл на фронт радистом. Под Берлином его ранило, он попал в госпиталь. И только после этого смог вернуться домой, — рассказывает Александр Касикин.
Музейный комплекс способен поразить не только детское воображение. Интерактивные экспозиции вовлекают посетителей во взаимодействие с историей, позволяя ощутить себя её частью и погрузиться в атмосферу прошлых лет. Благодаря современному подходу к организации экспозиций, посещение музеев превращается в увлекательное и познавательное приключение, в котором хочется побывать вновь.
— Я здесь уже в третий раз, мне здесь очень нравится. Чувствуется связь прошлого и настоящего, традиций и современности, — поделился Владимир Лихтин. — Здесь можно с помощью новых технологий и инноваций получить расширенное представление о событиях давно минувших дней.
Из разговора с классным руководителем Галиной Поповой узнаём, что в этом году запланировано ещё много мероприятий патриотической направленности.
— В этом году мы отмечаем 80-летие Победы и должны проводить как можно больше тематических мероприятий, — делится она. — Мы активно участвуем в городском патриотическом марафоне «Равнение на Победу!», в различных состязаниях, литературных чтениях. В конкурсе сочинений «Без срока давности», например, наша девочка стала победительницей.
По мнению Светланы Бородиной, заведующей научно-исследовательским отделом музея-заповедника «Прохоровское поле», комплекс является прекрасным дополнением школьной программы и непревзойдённым наглядным пособием при изучении истории Великой Отечественной войны: не только подвигов советских солдат, но и тружеников тыла.
Отдельная любовь мальчишек всех возрастов — это музей бронетанковой техники. Они подолгу задерживаются у каждого экспоната, возбуждённо комментируя увиденное.
— Задача — не просто показать танки, — подчеркивает Светлана Васильевна. — Мы хотим рассказать историю конструкторской мысли человечества от древних колесниц до современных боевых машин. Здесь гости узнают о технологиях производства, об истоках танкостроения, об отличиях зарубежных и отечественных разработок.
Кажется, с образовательной функцией всё понятно. Какую же роль музейный комплекс играет в воспитании молодёжи? Что видят здесь сами дети?
— Я впервые на этой выставке, хотя давно хотел здесь побывать. Меня всегда интересовало, как проходили военные действия, с какими трудностями сталкивались солдаты, как ковалась Великая Победа, — рассказывает Кирилл Концедайлов. — Мой прадедушка был сапёром. Он сыграл важную роль в разминировании моста, что позволило его команде выполнить боевое задание значительно раньше срока. У него был орден, который мы бережно храним вместе с его фотографиями. Он вернулся домой, и вся наша семья помнит о его подвиге и ценит вклад всех, кто воевал.
История той войны говорит сама за себя. Глядя на то, какие потери принесла она, какой ценой досталось то, что мы сейчас имеем, возникнет естественное желание это ценить и сохранять. А узнав, какой вклад один человек или даже один его поступок может внести в общую победу, хочется пересмотреть свои взгляды на жизнь в пользу более осознанного и ответственного к ней отношения.
«Память о Великой Отечественной войне — это не только повод для гордости, но и напоминание о том, как непросто даётся мир. И те солдаты, которые остались на Прохоровском поле, отдали свои жизни за то, чтобы мы, ныне живущие, не повторили их судьбу. Сколько же ещё уроков должна преподнести война, чтобы люди научились жить в мире?» — думали пассажиры ретропоезда, возвращаясь из прошлого в настоящее.
Диана МАКАРОВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА