Преподаватель по классу синтезатора и концертмейстер детской музыкальной школы № 4 Евгений Рыбкин садится за фортепиано и играет «Подмосковные вечера», а через мгновение размеренная композиция неожиданно переходит в фееричный джазовый экспромт. Воспроизвести его в точности больше не получится, потому что сочиняет он на ходу, и в следующий раз композитор сыграет совершенно по-другому. Аплодирую вместе с супругой маэстро Ларисой Андреевной, методистом и преподавателем по классу скрипки ДМШ № 4, и двумя дочерьми Мариной и Екатериной, тоже профессиональными музыкантами. Для полной гармонии не хватало в тот день внука и двух внучек — выпускника и учениц музыкальной школы.
Начало музыкальной династии положили дедушка Алексей Николаевич, баянист и композитор, и бабушка Нина Павловна, преподаватель сольного пения в Белгородском музыкальном училище (сейчас колледже имени С.А. Дегтярёва) — родители Евгения Алексеевича. Наверное, от отца Евгению Рыбкину и передался композиторский дар. После окончания детской музыкальной школы №1 по классу фортепиано он поступил в музыкальное училище, где познакомился с будущей супругой Ларисой, обучавшейся по специальности «Скрипка». Затем получили высшее образование: Евгений Алексеевич в Таганрогском педуниверситете (специальность «Музыка и пение»), а Лариса Андреевна в Харьковском госуниверситете искусств (специальность «Музыкальное искусство»). Более того, в 2013 году глава семьи получил звание Заслуженного работника культуры РФ.
Неудивительно, что дочери Марина и Екатерина, которые росли в творческой атмосфере, тоже выбрали профессию мамы и папы: обе окончили музыкальное училище имени С.А. Дегтярёва по классу фортепиано. Затем Марина продолжила обучение в Воронежском педуниверситете по специальности «Музыкальное образование», а Екатерина получила высшее образование на факультете дизайна БГИИК. Сейчас Марина Евгеньевна работает преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе №4 вместе с родителями, а Екатерина Евгеньевна обучает детей фортепиано в ДМШ № 3.
— Любой ребёнок должен развиваться всесторонне и гармонично, поэтому мы с Катей в детстве занимались не только музыкой, — рассказывает Марина Данилкова. — Меня ещё отдали на художественную гимнастику, Катя любила рисовать. У нас масса других интересов, помимо музыки: я, например, вышиваю картины, которых у меня большое количество, Катя увлечена дизайном. В нашем роду у многих по два высших образования, в том числе у мамы: она, к слову, окончила Белгородский пединститут по специальности «Русский язык и литература».
Рыбкины и их воспитанники неоднократно становились лауреатами и дипломантами международных, всероссийских и городских музыкальных конкурсов — как сольно, так и в составе ансамблей. Выступают мои герои и как семья, регулярно участвуя в региональном фестивале-конкурсе «Папа, мама, я — музыкальная семья»: в 2009 году в Грайвороне Рыбкиным вручили Гран- при. Музыка в их жизни присутствует каждый день и ни капельки не надоедает, даже на семейных праздниках они с удовольствием берут в руки скрипку или флейту, садятся за фортепиано или синтезатор, чтобы украсить атмосферу торжества.
— Я люблю и играть музыку, и слушать, — говорит Лариса Андреевна. — В детстве, когда по телевизору показывали фестиваль песни в Сопоте, я садилась перед экраном и наслаждалась. Вся семья спала, а я слушала. И мурашки по телу бегали. Ещё я люблю слушать произведения мужа: у него есть настоящие хиты. Их исполняют ученики нашей школы, они звучат на радио и телевидении, некоторые композиции вошли в репертуары известных солистов и коллективов Белгорода, России, Белоруссии. Особенно мне нравится «Разноцветная планета».
Однажды Евгений Алексеевич выступал с ансамблем на концерте в Белгороде. В ансамбле — три человека: сам маэстро и две девочки, все играли на синтезаторах. Его инструмент был установлен на стойках, и в какой-то момент они не выдержали: синтезатор медленно пополз вниз прямо из-под рук музыканта.
— Папа не растерялся и продолжил играть, наклоняясь всё ниже и ниже, пока не оказался на коленках, — с улыбкой вспоминает историю Екатерина Помин. — Девочки в шоке смотрели на папу, а он им показывал глазами: всё нормально, играем дальше. И ансамбль играл! Ни разу не сбились, не ошиблись. На сцену кто-то вышел и помог поставить синтезатор на коленки — и папа доиграл мелодию до конца. Это было здорово!
В общем, с Рыбкиными всё понятно. Подождём, когда родятся представители пятого поколения, и посмотрим, какие музыкальные инструменты выберут они: без музыки точно никто не останется.
Владимир ПИСАХОВ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА