— Уйди! Маша, уйди!
Пятилетний мальчик плакал навзрыд, топал ножками и не хотел аплодировать артистам после окончания спектакля «Машенька и медведь». Те вышли из- за ширмы с персонажами в руках, чтобы поблагодарить юных зрителей и поклониться им, но мальчишка со слезами на глазах рвался к медведю, вернее к артисту, исполнявшему роль косолапого, — обнять, пожалеть, успокоить, позвать в гости, подарить все свои игрушки… Машенька — она же актриса Ирина Веретнова, работающая в Белгородском государственном театре кукол 43 года, всё поняла без слов: в финале спектакля хитрая девочка обманула хозяина леса, убежав домой, и Мишка, оставшись в одиночестве, расстроился. Именно ему, а не Машеньке маленькие зрители несли в тот день цветы, желая поддержать огорчённого медведя. Если дети поверили сказке, вызвавшей такие искренние эмоции, значит, актёры сыграли роли по-настоящему, считает Ирина Владимировна.
— Мы не имеем право рисоваться или фальшивить на сцене, делать скидку на боли в спине, плохое настроение и прочие обстоятельства, потому что ребёнка не обманешь, — утверждает Ирина Веретнова. — Актёру-кукольнику важно обладать огромным терпением, любить куклу и отдаваться работе сполна, чтобы не упустить зрителя во время спектакля. Если зал зашумел, значит, ты что-то делаешь не так.
Спектакль с изнанки
Зацепить внимание зрителей Белгородского государственного театра кукол, в том числе взрослых, приводящих на представления своих детей, — задача сложная не только в плане актёрского мастерства. Работа за ширмой, сидя или стоя, требует ещё и физической выносливости, потому что держать в руке куклу в течение часа, особенно тростевую, и управлять ею действительно непросто. Я побывал на репетиции «Машеньки и медведя», чтобы увидеть спектакль с изнанки, и узнал, почему у кукольников затекают руки, как они передвигаются на крохотном пятачке и чем занимается помощник актёров, тоже находящийся с ними за ширмой.
Впрочем, ширма в «Машеньке и медведе» — понятие условное: это закрытый с трёх сторон квадратный короб в виде домика примерно два на два метра, внутри которого три стульчика на колёсах. Пробираюсь вглубь, согнувшись пополам, усаживаюсь на ближайший стульчик и оказываюсь в замкнутом тесном пространстве, где и одному толком не развернуться. Молодой актёр Богдан Кляпко, исполняющий роль медведя, и опытная Ирина Веретнова составляют мне компанию вместе со своими персонажами, а вот ассистенту Дарье Иванцовой места в домике уже не хватает. Попробуй тут проложить тропинку к сердцу зрителей и заставить их испытать культурный шок! Ну, хоть не стоя придётся работать 45 минут, и то хорошо.
— Стоя как раз намного удобнее, потому что есть возможность свободно перемещаться за ширмой, здесь же мы ограничены пространством, — возражает Богдан. — Я начинаю спектакль в левом углу, а по ходу действия неоднократно должен переходить в правый и наоборот, Ирина Владимировна тоже. Катаемся, одним словом, причём так, чтобы не мешать друг другу. Плюс Даша помогает…
— У Даши в спектакле, считаю, главная роль, — вступает в разговор Ирина Веретнова. — Без неё сказка провалится. Даша подаёт нам предметы, открывает и закрывает ставни, участвует иногда в управлении куклами — например, в сцене, где медведь играет на балалайке. Именно помощник передаёт инструмент в лапы, а затем с помощью трости двигает второй лапой, изображая игру на балалайке. Сейчас вы сами всё увидите.
Актёрское трио приступает к репетиции, в работу также включается звукорежиссёр, и передо мной открывается воображаемая лесная полянка, куда забредает Машенька в поисках ягод. И через мгновенье оказывается в жилище косолапого, которого дома пока нет. Я стою прямо над головами актёров и наблюдаю за каждым действием. Ирина Владимировна водит куклу правой рукой, левой дёргает за тонкие трости, поднимая и опуская руки Машеньки, Богдан внимательно следит за ней и ждёт своего выхода. Дарья тоже сосредоточена на сюжете и готова быстро что-то подать, убрать, надеть, снять… Неожиданно в окошко влетает невидимая птичка, точнее это Богдан резко тянет вниз-вверх кусок ткани, лежащей на подставке, и раздаётся звук, похожий на взмах крыльев. Машенька громко прогоняет непрошенную гостью и без умолку болтает тоненьким голоском Ирины Веретновой, размышляя, кто же здесь живёт…
Походка, характер и «стальная» рука
Артисты-кукловоды сотни раз представляли юным зрителям сказку про Машеньку и медведя, знают её наизусть, все действия отрепетированы и доведены до автоматизма, и, тем не менее каждый раз, забираясь в тесный домик перед очередным спектаклем, обязаны заново его прожить. Малыши ведь должны в сотый раз поверить, что Мишка добрый и вовсе не хотел съесть девочку, и злым он был из-за занозы в лапе, которую Машенька вытащила, поэтому ругаются они и плачут, смеются и танцуют, играют и спорят так, словно на сцене не очередной показ заезженного спектакля, а премьера. Яркая, эмоциональная и динамичная. Но и куклы в руках актёров должны быть настоящими, убеждена Ирина Веретнова, иначе зал опять начнёт «шуметь».
— Когда я делюсь опытом с молодыми артистами, обязательно показываю, как кукла ходит, садится, встаёт, меняет позы, — рассказывает Ирина Владимировна. — Можно просто бездарно потрясти куклой за ширмой, а можно придать ей живую походку, черты характера, настроение. У нас в репертуаре есть моноспектакль, где я играю 13 ролей — царя, принцесс, матери, деда, заморских принцев, и каждую куклу важно озвучить по-своему, каждую нужно наделить особенным характером, манерами. Это сложно. Роль надо сыграть так, чтобы на сцене она стала главной, даже если речь идёт об эпизоде.
Богдан признаётся: рабочая рука порой затекает во время длительных сцен, и тогда актёры незаметно для зрителей меняют её на другую или ненадолго приставляют к стене, если сцена статичная. Партнёры, бывает, помогают в подобных случаях, придерживая уставшую руку, прислоненную к вертикальной поверхности. За ширмой кипит целая жизнь и разыгрывается отдельная драма, пока гости наслаждаются представлением.
— Подержите медведя, — предлагает мне артист. — Он только на первый взгляд кажется лёгким. В первые пять минут рука у вас, конечно, не отсохнет, но на финише спектакля почувствуете разницу, особенно если нагрузить куклу корзиной или другим предметом. Но я всё равно получаю удовольствие от профессии, потому что становлюсь лучше. Благодарен Ирине Владимировне за наставничество: всё-таки у неё огромный опыт, а я лишь третий год работаю в театре.
Мачеха из «Золушки» появляется в зале неожиданно: пока мы разговариваем с Богданом, Ирина Веретнова приносит одну из любимых кукол — тростевую, высокую и действительно тяжёлую. После длительных попыток подчинить себе своенравную мадам и попробовать хотя бы умело взмахнуть руками делаю вывод, что на роль Мачехи я совершенно не гожусь: без опыта Ирины Владимировны никак не обойтись.
— «Золушка, золушка, нехорошая ты девочка! Я забочусь о тебе гораздо больше, чем о своих родных дочерях!» — произносит актриса металлическим голосом, вживаясь в роль героини. — Тут я Раневскую подсмотрела, признаюсь. Иногда подсматриваю и молодым коллегам советую.
Живой план и мультимедиа
Впрочем, границы современного театра кукол давно расширились, и теперь в постановках режиссёры часто используют не только кукол. Днём позже я побывал на репетиции гоголевской «Шинели», где главными действующими лицами помимо кукол были и актёры, выступавшие живым планом, и танцовщицы. Причём сопровождалось действие эффектными мультимедийными инструментами, визуально погружающими зрителя в дореволюционный Петербург. И никакой ширмы. А как же старые добрые куклы?
— Они, безусловно, остались, но в последние годы театр кукол постепенно отходит от классики, — объясняет актёр белгородского театра Максим Гольянов, играющий в «Шинели» Акакия Акакиевича. — И такая тенденция наблюдается повсеместно — не только в нашем театре. Жизнь меняется, и в большинстве случаев детям становится тяжело смотреть исключительно на куклы, появляющиеся из-за ширмы, потому что они видят в основном статичные мизансцены. Нравится ли мне подобный подход? Я всё-таки за классику. Кукла мне больше по душе, чем игра живым планом. Да и зритель, приходя к нам, наверное, хочет посмотреть на куклы, а не на людей. Хотя наша «Шинель» — неплохой пример в этом отношении.
Акакий Акакиевич — лёгкая планшетная кукла, которую Максим берёт в руку. Они фактически выступают в тандеме, не прячась от зрителей, и я невольно наблюдаю за обоими, переводя взгляд то на человека, то на куклу. Она исчезает из спектакля после смерти Башмачкина, и его роль, вернее уже роль его души, Максим исполняет живым планом. Так задумал режиссёр. А ведущему артисту театра Павлу Роднину, играющему в «Шинели» роль портного Петровича (позже — разбойника), досталась одна голова — летающая, как выясняется по ходу спектакля.
— Человек или кукла, кукла или человек? — смеясь, рассуждает Павел. — Конечно, мне ближе куклы: я и поступал в театральное училище на кукольное отделение. Почему режиссёры игнорируют классику? Может быть, хотят самовыразиться, выходя из-за ширмы, и иногда результат действительно удивляет. Хотя человек не способен сделать то, что может кукла. Вот вы сегодня видели, как летает голова Петровича над Акакием Акакиевичем: в живом плане подобное повторить невозможно, а кукла в моей руке — пожалуйста.
За ширмой или в контакте?
Павел работает в Белгородском театре кукол 22 года. Признаётся, что не устал от профессии и, наоборот, благодаря ей, творит на сцене то, что в повседневной жизни позволить себе не может — чувствует себя ребёнком, злорадно размахивающим, например, головой Петровича над бедным титулярным советником. Или примеряет женский образ, который Роднин раскрывает на сцене правдиво и смешно — не хуже Милляра в роли Бабы Яги. А в последнее время режиссёры часто предлагают ему перевоплотиться в злодеев — свирепых волков, беспощадных разбойников: они, считает артист, словно льются из него, хотя он производит впечатление весёлого добряка.
— Любимая кукла? Однозначно ведьма Чуфчуфкула из сказки «Терёшечка», — говорит Павел Роднин. — В Кирове на фестивале театров кукол мне за неё вручили приз за лучшую актёрскую работу. Ведьмочка моя уникальная и очень красивая — наши художники постарались, ещё и мимирующая.
— Что для вас сложнее — работать за ширмой или в контакте со зрителем? — спрашиваю у собеседника.
— За ширмой легче. Дети не видят, как ты кривляешься, изгибаешься, чтобы создать образ героя. Сейчас много живого плана, ничего не поделаешь: выходим и играем, стараемся конкурировать с драматическим театром. И если надо заплакать во время спектакля, мы заплачем.
Павел вспоминает о невероятном напряжении, которое чувствовали артисты и зрители, когда Белгородский театр кукол в прошлом году приехал на фестиваль в Липецк с постановкой «Говорит Ленинград». В тот день от атаки украинской армии в Белгороде рухнул подъезд на улице Щорса, погибли люди. Актёры посвятили историю о блокадном Ленинграде белгородцам, о чём объявили зрителям перед началом спектакля. Тяжело было и играть на сцене, и смотреть представление из зала. Спектакль закончился, и актёры вышли на поклон, а зрители едва не рыдали и не отпускали белгородских кукольников в течение 15 минут.
…Когда в театре вечером запираются двери и гаснет свет, куклы безмолвно вглядываются в темноту, пока за ними опять не придут люди. Здесь всё, как в реальной жизни. Мы ошибочно думаем, что купив новую «шинель» (дорогой айфон, престижный автомобиль, модную вещь), человек становится человеком. Куклы уже тысячи раз прожили на сцене свои маленькие трагедии и большие радости и точно знают, в чём истинный смысл бытия. Они ведь, как живые.
Владимир ПИСАХОВ
ФОТО АВТОРА И БОРИСА ЕЧИНА