Объясняя своё решение, белгородец негодует: ВСУ наносили удары по мирным городам — это и стало главным мотивом взять в руки оружие, чтобы защитить людей от украинских нацистов. Подразделение, в котором служил Сергей, перебросили на участок в Пологовском районе Запорожской области и поставили задачу: отражать атаки противника и удерживать занятые позиции любой ценой. Наши пехотинцы дислоцировались практически в чистом поле: до ближайшего населённого пункта — около десяти километров. Первый месяц выдался особенно тяжёлым, вспоминает Сергей: военнослужащие круглосуточно находились в окопах под постоянными обстрелами, в окружении вражеских дронов и диверсионно-разведывательных групп, часто пытавшихся «прощупать» обстановку. Ведь позиции ВСУ — совсем рядом.
— До точки, куда нам привозили еду, воду и боеприпасы, километров пять, — рассказывает герой. — А над «зелёнкой» беспилотники роем летали, сбрасывали мины на нас, ребята получали ранения, поэтому добраться до нужного места было непросто. Нам приходилось порой техническую воду пить…
Тяготы и лишения воинской службы Кардаев принимал, как мужчина. Есть задача — надо выполнять, без поправок на дождь, ветер, обстрелы и прочие трудности. Только своих терять больно, признаётся воин: многие из тех, с кем Сергей начинал служить, погибли или получили тяжёлые ранения и на позиции больше не возвращались. Но этот фактор придавал лишь сил и злости. Пехотинцы держались, понимая, с кем и за что воюют.
— Наслушались мы там от мирных жителей, какие зверства творили укропы, — говорит Сергей Кардаев. — И мародёрничали, и грабили, и насиловали. У них нет ничего святого. Одно слово — фашисты! Они своих раненых добивали, чтобы не тащить на себе. И нам не позволяли забирать с полей наших раненых солдат — накрывали минами.
Через три месяца Сергея ранило. Утром бойцы собирались выходить на позиции, и вдруг сверху зажужжала вражеская «птичка». Сброшенная вниз мина разорвалась примерно в метре от белгородца, осколки прошили левую ногу, один из них остался внутри. Солдата наспех перебинтовали и отправили на машине в полевой госпиталь. По дороге боец почувствовал тошноту и головокружение и понял, что теряет сознание. Кое-как довезли до места и передали в руки медиков. Осколок вытащили, причём операцию, по словам героя, врачи вынуждены были делать без наркоза. А потом начались скитания по госпиталям, где ему проводили повторные операции, и санаториям, в которых он долго восстанавливался. Процесс реабилитации продолжается до сих пор: скоро очередная поездка в санаторий.
— У меня вторая группа инвалидности, я передвигаюсь с помощью костылей, — рассказывает Сергей. — Из-за того, что левая нога всё ещё болит, не могу носить плотно облегающие ботинки и туфли, поэтому даже зимой пользуюсь мокасинами, в них чуть легче. Я хочу поблагодарить белгородских врачей: если бы не они, думаю, что остался бы вообще без ноги.
Отважный пехотинец, несмотря на увечье, хотел вернуться к своим на фронт, созванивался с однополчанами, и те тоже звали его в часть, но Кардаев понимал, что будет лишь обузой. Еле ходит — куда ему в окопы? «Значит, буду приближать победу на гражданке», — решил Сергей и в сентябре 2024 года приступил к службе в добровольной народной дружине «Ополчение 31» — дежурным в штабе.
— Не могу сидеть дома, хочу быть полезным, — признаётся мой собеседник. — На работу добираюсь на машине: продал свою старую и купил с автоматической коробкой, потому что выжимать сцепление левой ногой невыносимо. Всё нормально, чувствую себя нужным. В дружине прекрасный коллектив, хороший комбат, с уважением относится к людям. Буду служить, пока позволяет здоровье, пока есть силы.
О тяжёлых боях на Запорожском направлении напоминает теперь государственная награда — Георгиевский Крест IV степени, которого герой удостоился за образцовое выполнение задач командования части. «Враг не прошёл, позиции были удержаны, победа будет за нами!» — по- армейски коротко чеканит Сергей Кардаев.
— Знаете, что особенно греет душу солдата? — спрашивает он неожиданно. — Поддержка мирных граждан. Гулял как-то в военной форме в парке Победы. Ко мне подошёл мужчина и сказал: «Спасибо за ваше мужество и героизм. Можно пожать вам руку?». Я был тронут. И в зоне СВО многие местные жители благодарили российских бойцов. Это бесценно.
Провожали нас не только Сергей с супругой, но и кот по прозвищу Путин — Путейка, если ласково. Лет шесть назад, когда животное появилось в доме, глава семьи решил назвать его в честь президента. «Вот дождёмся победы, возьму его с собой на праздничный парад», — говорит хозяин. Скорее бы.
Владимир ПИСАХОВ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА