Колесников нападает первым

«Возьмёшь себе мальчишек? Малыши ещё, по шесть лет». Предложение президента областной федерации футбола Дениса Шпилёва стать детским тренером защитник и капитан белгородского «Салюта» обдумывал ровно минуту: «Я попробую. Не получится - уйду».

— Приготовились, ребята: играем в ква­драт! Обязательно два касания — приём и с уходом! Чеба, передачи должны быть чёткие и сильные! Не бойтесь ошибиться! Макс, не поднимай мяч! Держите макси­мальное расстояние, чтобы игроку оборо­ны тяжелее было забрать мяч!

Тренер Спортивной школы олимпий­ского резерва № 1 Андрей Колесников проводит очередную тренировку в ма­неже, и мальчишки выкладываются с такой самоотдачей, словно послезавтра им играть с принципиальными соперни­ками из курского «Авангарда», матчи с которыми всегда выдаются непростыми. Впрочем, тренер знает, как мотивировать своих пацанов работать добросовестно. Едва падает темп занятий, он озвучивает традиционный «приговор»: оставшийся в квадрате отжимается десять раз от газо­на или становится спиной к товарищам и принимает на себя штрафные удары. Отжаться не стыдно, но получить мячом по мягкому месту не хочет никто, поэтому все включаются моментально.

Это не те шестилетки, которых он принял в 2019 году, закончив игровую карьеру в родном «Салюте» и перейдя на должность тренера. С ними Колесни­ков прозанимался месяц. Сам когда-то прошёл через харьковский спортивный интернат и ведущую московскую акаде­мию футбола плюс вдоволь поиграл за разные клубы, в том числе в Российской премьер-лиге, выступал за олимпийскую сборную… Опыт колоссальный, есть чем поделиться, но они же совсем маленькие: попробуй объяснить таким несмышлё­ным, как нужно вести мяч, обороняться и атаковать. И однажды Андрею позвонил коллега-тренер, занимавшийся с детьми постарше, 2009 года рождения.

— Он предложил мне взять его ребят, а себе забрать моих. Ему была ближе работа с малышами, мне, наоборот, ин­тереснее воспитывать мальчишек по­старше. Так мне и достались эти парни, — рассказывает Колесников.

Техника, интеллект, скорость

Лёха Анисимов прессингует защитни­ков в зелёных манишках и мешает им от­дать разрезающую передачу вглубь поля, Максим Марченко тоже активно помогает напарнику по команде, поддавливая обо­роняющихся на левом фланге, а Максим Чеботаев (тот самый Чеба) «вгрызается» в оппонента рядом, не позволяя принять пас. Игра в квадрат давно закончилась, и теперь, разделившись на две команды, мальчишки отрабатывают тренерское за­дание по выходу из обороны. «Гранато­вые» надолго запирают «зелёных» на их половине, и вдруг — шикарный проникающий пас между линиями в исполнении «зелёных»: атака стремительно разво­рачивается в противоположные ворота и заканчивается голом. «Гранатовые» рас­строены, а тренер доволен, однако возоб­новить игру не разрешает.

— Стоп! Вот ты потерял мяч — что дол­жен был сделать? — строго обращается к одному из игроков Андрей Александро­вич. — Бежать, чтобы помочь своему ото­брать мяч! Бежать, а не идти пешком, по­нимаешь? Сто раз одно и то же!

— Устал, может быть, — пытаюсь я оправдать виновника гола.

— Нет, дело в невысоком футбольном интеллекте, — уверяет бывший защитник «Салюта». — Футболист должен обладать набором качеств, чтобы давать резуль­тат и быть востребованным в профес­сиональном спорте: техникой, футболь­ным интеллектом и скоростью. Одно без другого не работает. У пацана шикарная техника и скорость, но пока он не умеет думать на поле. Умел бы, уже забрали бы в какую-нибудь топовую футбольную академию.

Философия атаки

Девятилетки под крылом Колеснико­ва в 2019-м преобразились. Тренер про­поведовал комбинационный атакующий футбол, несмотря на то, что практически всю игровую карьеру оборонялся. Фут­бол — это голы, это красивое динамичное кино, где кадры верховой атаки должны сменяться картинками атаки низом, это фланговые передачи, проникающие пасы и, конечно, яркие победы. Ребята при­няли новую философию, загорелись и вкалывали на тренировках так, словно обозлились на весь мир. Причём основой философии стала техника владения мя­чом, а не физическая подготовка.

— Я вспомнил, чем мы занимались в харьковском спортинтернате. Тренер учил нас работе с мячом — ведению, фин­там, передачам, приёму. Мы с ним смо­трели диски с записями тренировок в ака­демии амстердамского «Аякса», и многие упражнения затем повторяли в трени­ровочном процессе. Ещё он развивал индивидуальные стороны каждого вос­питанника, — рассказывает Андрей Колес­ников. — И я потихоньку начал работать. Поехал в Москву на конференцию РФС, посвящённую тренерской деятельности, посмотрел, как занимаются с ребятами в Академии столичного «Локомотива». И решил: буду делать упор на развитие индивидуальных качеств мальчишек. А командная игра придёт позже.

Зато красиво играем

Андрей экспериментировал, пробовал разные тренировочные схемы, анализи­ровал результат, подбирал состав, менял игроков на позициях, ошибался, проигры­вал, но неизменно гнал команду вперёд. И защитники, порой увлекаясь атакой, не­редко оголяли тылы, открывая соперни­кам свободные зоны, и те выкатывались один на один с ошалевшим вратарём и пробивали того в упор. Пацаны сначала недоумевали: что происходит, тренер? Процент владения мячом — 70 на 30, мы бежим, бьём по воротам, не даём сопер­никам и воздуха набрать в лёгкие, а за­бивают они… Так бывает, ребят, ничего страшного, вы большие молодцы, успока­ивал молодой тренер, зато играем краси­во. Вперёд!

— Против вас выходит такая же су­масшедшая команда с прицелом на ата­ку — например, ровесники из испанской «Барселоны», — предлагаю Андрею за­дачку. — Сядете в оборону?

— Ни за что! Даже если «Барселона» за­прёт нас на нашей половине поля, мы бу­дем играть в свой футбол. В чемпионате ЮФЛ, к слову, многие соперники играли от обороны. И нам приходилось взламывать её, чтобы прорваться к воротам. Тяжёлая задача, особенно для детей, не всегда получалось, но мы никогда не отступаем от нашей модели. Играя постоянно в обо­роне, ребёнок не сможет проявить свои лучшие качества, поэтому — только атака!

В ЮФЛ — с ноги!

В Юношеской футбольной лиге подо­печные Андрея Колесникова дебютиро­вали в сезоне-2024. Престижный турнир стал первым серьёзным испытанием для ребят 2009 года рождения. Честь белго­родского футбола уже успешно отстаи­вали воспитанники СШОР № 1 2007 года рождения, дважды завоёвывая золото ЮФЛ, в прошлом году в борьбу вступили юноши младше. Тренировались, настра­ивались, хотели дать бой лидерам груп­пы «Центр» — подмосковным «Химкам» и «Витязю», воронежскому «Динамо» и, конечно, соседям из Курска, однако под­готовка к сезону оказалась скомканной и нервной из-за массированных обстрелов Белгорода в течение года.

— Старт чемпионата в апреле. Работа­ем, набираем форму — и вдруг обстрелы. Закрыли ФОКи, стадионы, манеж, заня­тия запретили, и мальчишки вынужденно сидели дома, — делится переживаниями Андрей Колесников. — По две-три недели, бывало, не тренировались. В итоге нас отправили в город Губкин на базу отдыха «Лесная сказка», где мы жили и занима­лись семь месяцев, оттуда же выезжа­ли на гостевые матчи. Домашние игры перенесли в Старый Оскол, болельщи­ков немного. Тяжело было и морально, и физически.

Наши мальчишки, несмотря ни на что, ворвались в ЮФЛ с ноги: свели оба матча вничью с чемпионом из Химок, ни разу не проиграли сильнейшей Академии из Во­ронежской области, одержали несколько крупных побед. К последнему, 30-му туру, СШОР № 1 из Белгорода подошла в шаге от бронзы, уступая одно очко воронеж­скому «Динамо».

— «Динамо» свой матч проиграло, то есть нам нужно было в гостях победить ярославский «Шинник» — и третье место в кармане, — вспоминает события октя­бря Андрей Колесников. — Мы проиграли. Самый ответственный матч. И такое бы­вает. Но четвёртое место в дебютном се­зоне считаю хорошим результатом. Одна победа над «Авангардом» чего стоит: ре­шающий гол забили на последних секун­дах игры, представляете?

Лучший дриблёр

«Гранатовые» всё-таки берут верх над «зелёными», вколачивая два мяча. На­падающий Максим Марченко, уставший, взъерошенный и мокрый от пота, подхо­дит к нам с улыбкой и соглашается дать короткое интервью после тренировки. Лучший дриблёр ЮФЛ признаётся, что белгородцам в прошедшем чемпионате не хватило собранности, чтобы поднять­ся на пьедестал. И заявляет, что в новом сезоне его устроит только золото.

— С таким тренером, думаю, нам по си­лам взять первое место. Мне нравится его индивидуальный подход к каждому игроку, — говорит Максим. — То, что меня называют лучшим дриблёром, — заслу­га Андрея Александровича. Именно он подсказывает, над какими компонентами нужно работать.

Максим появился в команде случай­но. Колесников однажды проводил тре­нировку на стадионе возле 47-й школы, и для двухстороннего спарринга не хва­тало одного человека. Андрей увидел мальчика, сидевшего за воротами. «Сыграешь с нами для количества?» — поин­тересовался тренер. Тот согласился и сумел удивить своими способностями на поле. В итоге за шесть лет парень дорос до мастера, которым сейчас интересуют­ся футбольные агенты из воронежского «Динамо» и подмосковной «Родины». Вот так!

Сделают разницу

— В ком-то из ребят узнаёте себя? — спрашиваю Андрея.

— Есть такой защитник — Лёня Пашин, — отвечает Колесников, растягиваясь в улыбке. — Похож на меня по самоотдаче, неуступчивости в единоборствах, жёстко­сти. Мне нравятся многие мои футболи­сты, у которых очень крутые качества.

Конечно, Андрей Колесников ставит себе задачу довести ребёнка до профес­сионального уровня. Если его воспитан­ник заиграет в Российской премьер-лиге, значит последние шесть лет он работал не зря. Но в первую очередь важно при­нести мальчишкам пользу, считает мой собеседник, раскрыть индивидуальные способности юных игроков, чтобы они по­лучали удовольствие от стильной атакующей игры. Как в 28 туре во Владимире, когда Пашин и компания в проливной дождь уничтожили местное «Торпедо» со счётом 8:1. Ну, как им сказать, чтобы по­берегли силы для следующей игры и спо­койно покатали мяч на своей половине? Сам же требует никогда не смотреть на табло и прессинговать, вступать в едино­борства, отбирать мяч и бежать в атаку. Впереди интереснее, впереди маячат го­ризонты «Спартака» и ЦСКА, «Зенита» и «Локомотива»… Ух, перспективы! Эти на­верняка добегут и сделают разницу. Как тренер учил. Ведь Белгород не сдаётся: уже проходили.

 

Владимир ПИСАХОВ
ФОТО АВТОРА

Exit mobile version