Карандаш, приравненный к штыку

Уникальная выставка «Фронтовой портрет. Судьба солдата» работает на открытой площадке перед музеем- диорамой «Курская битва. Белгородское направление».

Экспозиция создана на основе кол­лекции графических работ из фондов Музея Победы на Поклонной горе в Москве. Она стала итогом двухлетней работы добровольцев «Поискового дви­жения России» по установлению судеб бойцов Красной армии, изображённых на графических работах времён Ве­ликой Отечественной войны. Музей Победы передал поисковикам для ис­следовательской работы около четырёх­сот портретов красноармейцев. Многие из них выполнены мастерами Студии военных художников им. М.Б. Грекова. В настоящее время поисковикам уже удалось определить имена нескольких десятков бойцов, запечатлённых на ри­сунках.

— Для нашей экспозиции мы отбира­ли работы девяти художников-фрон­товиков. Среди представленных гра­фических работ есть портреты бойцов, принимавших участие в Курской битве. В фондовом собрании музея-диора­мы хранится ряд рисунков художников студии имени Митрофана Борисовича Грекова, выполненных в период Вели­кой Отечественной войны. В том числе известных советских графиков — Бориса Преображенского и Петра Жигимонта, — рассказал заведующий отделом научно- экспозиционной и выставочной работы Максим Бирюков.

Художники-фронтовики служили в разных родах войск, имели разные зва­ния и военные специальности. Зачастую они могли нарисовать портрет бойца лишь в виде быстрого наброска, лишён­ного академичности и внешних эффек­тов. Но фронтовая графика, при всей её документальности, позволяет зрителю понять, что давало советским людям силы выдерживать нечеловеческие ис­пытания и побеждать лютого врага.

Так, здесь можно увидеть портрет старшего лейтенанта Дмитрия Изотова, нарисованный в 1943 году художником Валерием Житенёвым. На планшете рядом с графическим наброском пред­ставлен наградной лист. За освобожде­ние Белгорода Дмитрию Петровичу был вручён орден Красной Звезды. Как было установлено поисковиками, Дмитрий Изотов пропал без вести 7 января 1944 года.

Художник Валерий Житенёв, который в начале войны ушёл добровольцем в ополчение, в 1943 году был зачислен в студию им. М.Б. Грекова и стал фронто­вым художником в действующей армии. Валерий Степанович был демобили­зован в 1945 году, после чего работал художником-оформителем в различных печатных изданиях.

За каждым из экспонатов выставки — ратная история страны и непростые че­ловеческие судьбы. Сотрудники музея- диорамы специально выбрали для неё уличный формат, чтобы дать возмож­ность ознакомиться с рисунками всем горожанам и гостям Белгорода. Экспо­зиция фактически работает круглосуточ­но семь дней в неделю. И на музейной площади всегда находится тот, кто не проходит мимо. Вот и сейчас выставка заставила задуматься случайную прохо­жую, ставшую её посетительницей.

— В период Великой Отечественной войны фотосъёмка была уже широко распространена. Казалось, можно было запечатлеть бойцов значительно проще. Однако в отличие от фото рисунок пере­даёт не только портретное сходство, но также настроение и чувства самого ху­дожника. Это следует учесть и тем, кто пытается сейчас оставить для истории изображения героев СВО, — поделилась мнением Елена Кудрявцева.

Выставка «Фронтовой портрет. Судь­ба солдата» работает в рамках реали­зации международного проекта «Тер­ритория Победы», направленного на создание единого музейного простран­ства по военной истории прошлого века и будет экспонироваться в Белгороде вплоть до 16 марта.

 

Павел ПЕРЕДЕРИЙ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ-ДИОРАМЫ

Exit mobile version