Другая «Звезда» Ивана Якименко

Всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся живущих рядом с нами ветеранов. Но память о них жива в воспоминаниях, прежде всего их сыновей, внуков, правнуков. И кто сможет лучше них поведать о подвиге предков? В нашей новой рубрике «Наследники Победы» мы будем публиковать такие воспоминания.

Белгородец Иван Иванович Якименко пришёл в редакцию «НБ», чтобы рас­сказать о своём отце Иване Ефимовиче Якименко. И, слушая его, читая доку­менты тех лет, лишний раз поражаешь­ся тому, какие неожиданные повороты в людских судьбах происходили на войне.

Иван Якименко родился в селе Стри­гуны Борисовского района ныне Белго­родской области. До войны работал в колхозе. В 1939 году был призван в ар­мию. Война для него началась 22 июня 1941 года. В этот день 136-й кавале­рийский полк, в котором он служил, был поднят по тревоге. Враг атаковал погра­ничную заставу на реке Прут на румын­ской границе. Кавалеристы выступили на подмогу пограничникам. Два дня про­должались здесь кровопролитные бои. Потом с боями полк отходил по терри­тории Украины. Не раз пулемётчику Яки­менко приходилось прикрывать своих боевых товарищей. Так поздней осенью 1941 года наши отступающие части ока­зались на Белгородчине возле Красной Яруги, совсем рядом с родным селом красноармейца Якименко. И он решился отпроситься у командира на пару часов, чтобы увидеть родных.

А дальше случилось вот что. Как вспо­минает по его рассказам сын, кавалерист Якименко прискакал в село на своём бо­евом коне. Немцев в Стригунах ещё не было, хотя находились они уже рядом. Увидев скакуна, тринадцатилетний пле­мянник загорелся и упросил дядю Ваню дать ему поскакать на жеребце. Он так увлёкся, что оказался далеко от села. В поле на открытом пространстве пар­ня заметили немцы и погнались за ним. Подросток успел доскакать до дома и закричать: «Дядя Ваня, немцы!». Иван Якименко бросился бежать в лес. Немцы забрали коня, но Иван Ефимович успел спрятаться в доме у сестры на другом конце села. И больше года провёл в по­гребе. Родственники носили ему еду, а на поверхность удавалось выйти только ночами, когда фашистов рядом не было.

В марте 1943 года в село пришла Красная армия. Иван Якименко вышел к своим, и его сразу отправили в фильтра­ционный лагерь. Такая участь была в во­енные годы уготована многим из тех, кто волей судьбы оказался на оккупирован­ной территории. Проверка длилась не­сколько месяцев и в конце концов ника­ких претензий Якименко не предъявили, оснований для наказания не нашли. Бо­лее того, отправили на курсы младших лейтенантов, а потом снова на фронт.

Повторно вступить в бой теперь уже младшему лейтенанту Якименко при­шлось на родной белгородской земле. Под Старым Осколом командир раз­ведвзвода был ранен (уже второй раз, первый — под Балтой на Одесщине в 1941-м), но остался в строю. В наград­ном листе отмечалось: «В боях под Бел­городом, в июле 1943 года, командуя взводом, умелыми продуманными дей­ствиями выполнял ответственные бое­вые задания». За бои при освобождении Белгорода Иван Якименко был награж­дён медалью «За отвагу».

На войне бывало всякое. Сын вспо­минает, что в один из военных дней на отца даже пришла похоронка. Горевали, конечно, а потом…

— Мать рассказывала, что через не­сколько дней после похоронки от отца пришёл денежный перевод. Посмотрели числа, а дата на переводе более позд­няя. Так и вышло: отец оказался жив, — рассказывает Якименко-младший.

После Курской битвы начались бои за освобождение Украины. Особенно тяжё­лые сражения шли на подступах к Днепру. 19 октября 1943 года 914-й стрелко­вый полк прорвал оборону противника и вышел к левому берегу реки восточнее города Яготин.

«При форсировании реки Днепр младший лейтенант Якименко проявил смелость и мужество. Вместе со своим взводом он одним из первых перепра­вился на правый берег и завязал бой с противником. Немцы пытались контратаковать и сбросить наших бойцов в реку, но тов. Якименко отбил все атаки с малыми потерями и, удержав захва­ченный рубеж, прикрыл переправу всего батальона». Это строки из наградного листа.

Незадолго до этого Ставка Верхов­ного Главнокомандования в своей ди­рективе отмечала, что за форсирова­ние Днепра «командиров соединений, частей, подразделений стоит представ­лять к присвоению звания Героя Совет­ского Союза». Казалось бы, все условия для этого были соблюдены, но…

— Отец вообще не любил рассказывать о войне, — вспоминает Иван Якименко- сын, — Но как-то всё же обмолвился, мол, хотел командир представить его к зва­нию Героя, но наверху отсоветовали.

Награду за Днепр Иван Якименко всё же получил. Орден Красной Звезды. И через десять месяцев после представ­ления. Обычно всё делалось гораздо быстрее. Можно только предполагать, сколько согласований прошёл этот на­градной лист. Самого Ивана Ефимовича в разные штабы, по его воспоминани­ям, вызывали раза три. Но нахождение на оккупированной территории сыграло свою роль. В итоге место Золотой Звез­ды Героя Советского Союза на его гим­настёрке занял орден Красной Звезды.

Якименко продолжал воевать. Даль­нейший боевой путь проходил в частях Первого и Второго украинских фронтов. Но в конце 1944 года Иван Ефимович был тяжело ранен. После лечения в марте победного сорок пятого его окон­чательно списали из армии.

Иван Якименко вернулся в родное село. Работал каменщиком, потом бри­гадиром строительной бригады. Вме­сте с женой Марией Яковлевной вос­питал шестерых детей. Умер ветеран в 1989 году. Четырёх старших сестёр уже тоже нет в живых. Остались млад­шие сыновья — Иван и Анатолий. Иван Иванович ного лет живёт в Белгоро­де. После армии устроился водителем в автоколонну 1402, работал шофёром в других организациях, возил, в частно­сти, наших коллег — журналистов. Сей­час — на пенсии. И все эти годы собирал материалы о своём отце — настоящем герое Великой Отечественной, пусть формально и не ставшим Героем Совет­ского Союза.

Подобные рассказы и документы истории наверняка хранятся во многих семьях. Редакция «Нашего Белгоро­да» обращается к своим читателям с просьбой поделиться воспоминаниями о своих героических предках, ковавших на фронте нашу победу. Давайте в пред­дверии юбилея Великой Победы расска­жем о подвигах ушедших от нас людей, чтобы о них знали новые поколения, а на их примере воспитывались патриоты нашей Родины.

 

Андрей ЮДИН
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА И.И. ЯКИМЕНКО

Exit mobile version