Проект «Время СВОих героев» инициирован губернатором Белгородской области Вячеславом Гладковым. Главный его посыл — помочь адаптироваться ветеранам специальной военной операции, вернувшимся домой, к гражданской жизни, дать им новые знания и навыки, которые позволят открыть бизнес. Причём такая возможность в рамках проекта была предоставлена не только участникам боевых действий, но и членам их семей. Обучение проходило при поддержке фонда «Защитники Отечества», министерства экономического развития и промышленности Белгородской области и центра «Мой бизнес».
За три месяца опытные наставники — действующие предприниматели и кураторы из числа представителей региональной власти — провели для своих подопечных тестирование по определению навыков и личностных качеств, научили ставить цели и выбирать бизнес-идею, подробно разобрали понятия «маркетинг», «продажи», «финансы», «стратегическое планирование». И рассказали о том, как эффективно презентовать бизнес-проекты членам экспертной комиссии.
Михаил Якименко из Белгорода защищал проект о производстве натуральных кормов быстрого приготовления для собак. Он охотник в третьем поколении, в семье всегда щепетильно относились к здоровью четвероногих питомцев и к тому, что они едят, поэтому варили им каши: ведь на охоте собаки должны быть активны. И сейчас Михаил возвращается к старым традициям, но «завёрнутым», по его словам, в новые технологии: разработанные им рецепты каш, не требующих варки, обеспечат животных полноценным питанием — с витаминами, минералами и прочими полезными веществами.
— Признаюсь, изначально не планировал открывать бизнес и пришёл в фонд «Защитники Отечества», чтобы поддержать участников СВО, пообщаться с ними: я как ветеран боевых действий стараюсь участвовать во всех общественных мероприятиях, — рассказывает Михаил Якименко. — А когда послушал спикеров проекта «Время СВОих героев», настолько заинтересовался, что решил: производство моих кормов может приносить пользу заводчикам собак и доход в семейный бюджет. Только не знал, с чего начать.
Михаилу, как и остальным ветеранам СВО, после трёхмесячного обучения открылся целый мир, в котором он абсолютно не ориентировался ранее. Наставники делились теоретическими и практическими знаниями, обсуждали рентабельность будущего бизнеса и вероятные риски, анализировали рынок и конкурентов, предоставляющих подобные услуги, отвечали на вопросы…
— Теперь я уверен, что у меня всё получится, — считает Михаил.
Денис Желтобров из Волоконовского района презентовал идею открытия клуба смешанных единоборств. Парень с детства увлечённо занимается спортом и хочет привить эту любовь юным и взрослым землякам. Участие в региональном проекте «Время СВОих героев» изменило, по его словам, глубину мышления, расширило границы привычной картины мира: если раньше он видел одну дверь, приводит пример Денис, то теперь замечает то, что находится рядом, внутри и вокруг.
Ольга Ковалёва удивила экспертов идеей о пошиве купальников для занятий художественной гимнастикой и балетом, Александр Шугайлов представил бизнес- план о создании столярной мастерской: будет мастерить деревянные изделия любой сложности. Павел Куликов намерен развивать бизнес по изготовлению сувенирной продукции с помощью 3D-печати, Евгений Василенко — сеть кофейных автоматов-стоек с большим выбором дополнительных ингредиентов к напитку.
— Идея вроде не новая, но она рабочая и приносит доход, — считает Евгений. — У меня было несколько вариантов, в том числе открытие цеха металлоконструкций, однако наставники проекта настояли именно на кофе, тем более обслуживание таких автоматов не требует много времени и можно попутно заниматься чем-нибудь ещё. В госпитале, где я восстанавливался после ранения, стоял подобный автомат, он пользовался большим спросом, так что не сомневаюсь: дело стоящее.
Сейчас у Евгения две кофейные стойки, и благодаря проекту «Время СВОих героев» и поддержке правительства Белгородской области он сможет расширить сеть автоматов: предложения об их размещении в других локациях региона уже поступают ему напрямую. Открывающиеся перспективы настолько вдохновили белгородца, что теперь думает о том, как назвать свои мини-кофейни: хочет, чтобы люди знали, чей кофе они пьют и где его можно купить.
— Самые полезные знания, которые я получил в рамках проекта? Меня научили правильно выражать мысли и договариваться, — говорит Евгений. — То есть сейчас, например, мне не составит труда убедить человека в том, что моя кофейная стойка должна находиться в том или ином месте.
По итогам презентации члены экспертной комиссии пришли к выводу: все бизнес-проекты подготовлены грамотно, они успешны и имеют право на реализацию.
— Интенсивное обучение основам предпринимательства для наших героев не прошло бесследно, они многому научились и готовы вести бизнес, — подводит итоги руководитель проекта «Время СВОих героев» Юлия Степанова. — Но одних мы их не оставим: в течение 2025 года с каждым участником индивидуально будут работать опытные наставники: они предостерегут от ошибок на старте деятельности, подскажут верное решение, проконсультируют по всем возникающим вопросам. Мы надеемся, что у наших героев всё сложится удачно — они заслужили это.
Владимир ПИСАХОВ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА