Наши люди из 12-й квартиры

Как пройти на 3-ю улицу Строителей? По иронии судьбы знаменитая улица из новогодней рязановской комедии недавно появилась и в Белгороде. В ту самую квартиру № 12 дома № 25 наша газета недавно напросилась в гости: радушные хозяева открыли дверь после второго звонка и удивили прямо с порога.

Речь идёт об интерактивной выставке «Ностальгия — дом как время — выставка воспоминаний», открывшейся в середине ноября в Центре народного творчества. Сотрудники ЦНТ соорудили здесь настоя­щую, типичную для советских времён квар­тиру с подлинным интерьером — мебелью и другими предметами быта, которыми пользовались наши родители, бабушки и дедушки. Правда, площадь выставочной квартиры вместе с коридором, кухней и «залой» заметно отличается от реальной советской однушки и превышает её в не­сколько раз — чтобы посетителям было просторно. Им сначала предлагают «про­гуляться» по условной улице и по пути заглянуть в условный универмаг, где раз­мещены уникальные сувениры — работы известных белгородских мастеров, выпол­ненные из глины, керамики, бисера, дере­ва: ведь в гости с пустыми руками не ходят. А вот и 12-я квартира — деревянная дверь с номерком посередине и звонком слева.

— Ну, наконец, вы приехали! На такси, что ли, добирались? — встречает посетите­лей управдом в норковой шапке и пальто с меховым воротником. — Вообще-то наши люди на такси в булочную не ездят! Но мы вам всё равно рады, добро пожаловать на 3-ю улицу Строителей, дом 25, кварти­ру 12. Звоните!

Гости растерянно смотрят на напори­стого управдома, особенно удивляется председатель Белгородской региональной организации профсоюзов работников куль­туры Татьяна Никифоровна Шаталова, тоже заглянувшая в тот день на выставку. И улыбается, узнавая в ней персонаж Нон­ны Мордюковой из «Бриллиантовой руки». После первого звонка в «квартире» слыш­ны суета и громкие возгласы. «Витя, зво­нят в дверь! Открой!» — кричит женщина. «Кого там, интересно, занесло? Иду, иду! — отвечает мужчина и распахивает дверь. — Здрасьте, гости дорогие, проходите!»

Более советского коридора в Белгоро­де найти, пожалуй, невозможно. На растя­нутых в углу верёвках сушится постельное бельё, причём оно действительно чуть влажное, рядом массивный велосипед «Салют», трюмо, трёхлитровые банки с консервированными огурцами и помидо­рами, стоящие на табуретах, и хозяйка в потрясающих бигудях, громко разговари­вающая по дисковому телефону с подруж­кой. Слева гардероб с «мамиными пла­тьями» на тремпелях, которые втайне от родителей мерили, наверное, все совет­ские девчонки, пара чемоданов, сапожки и… соседка-вертихвостка, забежавшая за солью или спичками. Именно она предла­гает гостям примерить советские кофточ­ки и платья, пока хозяйка квартиры увле­чена телефонной беседой. И они охотно соглашаются.

Управдом ведёт нас дальше, мимо серванта с уложенными в ряд норковыми шапками — невероятно дорогими в Совет­ском Союзе, поэтому и недоступными для большинства его граждан, на шумную кух­ню, где женщины заняты приготовлением оливье. Настоящего, с солёными огурчи­ками, зелёным горошком, колбасой и про­чими ингредиентами — вот-вот, по задумке организаторов выставки, наступит Новый год. На столе ждут своего часа бутерброды со шпротами, на плите варится холодец… Татьяна Никифоровна и остальные гости 12-й квартиры не выдерживают, вдыхая знакомые с детства запахи, пробуют изумительные на вкус шпроты, восхищаются и предаются воспоминаниям.

— А какой же бутерброд без рюмки?! — восклицает профсоюзный лидер, думая, что застанет хозяев врасплох.

Но не лыком шиты советские женщины: на столе мгновенно появляется тот самый гранёный стакан, из старинного красного холодильника достают большую банку с рассолом, и светлое будущее уже не ви­дится таким призрачным и далёким, оно наступает прямо здесь и сейчас. С Новым годом, товарищи, с новым счастьем! Всё по ГОСТу, заверяет управдом.

— Да сколько же можно бренчать? — не­довольно произносит мать, сидящая за швейной машинкой в зале. — Никакого по­коя!

— Пусть ребёнок играет! Глядишь, будет толк, — парирует глава семьи, выкладыва­ющий на стол карточки лото и мешочек с бочонками. — Петровна, бросай свою вы­шивку, давай играть.

Гости замолкают и с интересом на­блюдают за происходящей картиной: дочь-подросток разучивает на пианино «Кубань» какую-то сюиту, мама занята ра­ботой, а папа намерен провести вечер за игрой в лото. Кровать, шкафы, ковёр на стене, стулья, половики, посуда, фотоап­параты на серванте — машина времени пе­реносит посетителей выставки на десятки лет назад и на какое-то время оставляет их в 70-х или 80-х. И вдруг в атмосферу совет­ского быта врывается 1973 год с шикарной комедией «Иван Васильевич меняет про­фессию»: голос Высоцкого, раздающийся из радиоприёмника, перемещает нас в другую квартиру — к изобретателю Шурику. «Поговори хоть ты со мной, гитара семи­струнная…» — надрывно поёт Владимир Семёнович. Только вместо Ивана Грозно­го, сидя на диване, песней наслаждает­ся другой персонаж — в майке и трениках. Честно говоря, мы уже не успеваем сле­дить за событиями, происходящими в не­обычной квартире. Что будет дальше?

— 56! — произносит предыдущий герой, доставая бочонок из мешка. — Ни у кого нет? 62! Барабанные палочки — 11!

Посетители интерактива, оказывается, вовсю играют в лото, в том числе Татьяна Никифоровна, которая даже руки потирает от удовольствия. Ей в итоге и достаётся победа. Позже она вешает новогоднюю игрушку на ёлку и загадывает желание.

— А теперь закройте глаза, — предлагает Шаталовой управдом, попросив её встать перед вертикальным зеркалом. — Что вы сейчас представляете?

— 75-й год, я — молодой специалист и как будто в сказке, — признаётся председатель профсоюза.

— Что особенно зацепило вас на выстав­ке — игра в лото или бутерброды со шпро­тами? — спрашиваю Татьяну Никифоровну спустя минуту.

— Лото! Но после бутерброда! — отвечает моя собеседница с улыбкой. — Эмоции за­шкаливают. Ведь мы раньше так и жили — точь-в-точь! Сейчас, увы, сосед соседа не знает, в Союзе же все жили одной большой дружной семьёй. Наша задача — вернуть эту атмосферу в современный быт. Кстати, в моём доме многие советские традиции до сих пор существуют: мы часто собира­емся во дворе, выносим столы, готовим, порой несколько подъездов участвует. И новых жильцов тоже приобщаем.

Как удалось собрать воедино такое количество советской мебели, одежды и прочих предметов интерьера? Благодаря неравнодушным белгородцам, которые от­кликнулись на объявление Центра народ­ного творчества, размещённое в соцсетях, с просьбой посодействовать организации выставки. Заведующая отделом развития креативных индустрий ЦНТ Наталья Кова­лёва рассказывает, что люди привозили старинные вещи со всей области. К сбору экспонатов подключился и коллектив уч­реждения.

— Эта кровать, например, лет 30 стояла на даче у нашего сотрудника. Некоторые «мамины платья» в гардеробе тоже при­надлежали бывшим сотрудницам Центра народного творчества, — объясняет На­талья Владимировна. — Как и одеколон «Шипр», духи «Красная Москва» — дорогие и дефицитные в то время. Понюхайте: это тот самый запах! Мы старались воссоз­дать атмосферу быта до мелочей, чтобы люди, родившиеся и выросшие в СССР, почувствовали себя на выставке как дома. И молодым, думаю, тоже будет интересно узнать, как жили их мамы, папы, бабушки и дедушки.

Невозможно назвать и описать все предметы интерьера, выставленные в Белгородском центре народного творче­ства: их надо увидеть собственными гла­зами, так же, как и забавных «жильцов». Квартира № 12 в доме № 25 по 3-й улице Строителей открыта до 14 января. Только имейте в виду, что находится она на улице Широкой, 1. Ирония судьбы — что тут ещё скажешь.

 

Владимир ПИСАХОВ
ФОТО АВТОРА

Exit mobile version