Ёлки-иголки: привет из прошлого

Оказаться на первом новогоднем утреннике в детском саду в освобождённом Белгороде в 1943 году, перенестись в 80-е и поучаствовать в традиционном лыжном забеге на площади Революции, успеть забежать на открытый в 1962 году Главпочтамт, чтобы отправить новогодние подарки советским детям… Накануне главного зимнего праздника дел, как обычно, невпроворот, поэтому отправляемся в путешествие во времени прямо сейчас.

Оно стало возможным благодаря необычному проекту, который по инициативе управления культуры администра­ции города воплотила белгородская художница Ольга Ни­кулина. Жители областного центра наверняка обратили внимание на фотозоны с яркими новогодними картина­ми-открытками, установленными на главной пешеходной улице. Трогательные и забавные иллюстрации передают атмосферу новогоднего Белгорода разных лет, сочетая документально подтверждённые факты и художествен­ный вымысел.

Например, лыжный забег, проводившийся в нашей столице в преддверии Нового года в 1980-е, Ольга Ни­кулина «срисовала» с предоставленной ей чёрно-белой фотографии, опубликованной в одной из областных газет. Даже хлопающего в ладоши мужчину, стоящего на снимке справа от лыжников, изобразила точь-в-точь — в валенках и шапочке. А сюжет с выставкой достижений народного хозяйства, организованной в 1955 году на том месте, где сейчас находится ДК «Энергомаш», художница дополни­ла собственными фантазиями. У неё было лишь старое фото арки — центрального входа на ВДНХ, пушистую же ёлку, украшенную игрушками, и резвящуюся рядом детво­ру девушка «придумала», чтобы воссоздать новогодний антураж. Хотя почему придумала? Первая городская ёлка в Белгороде действительно была установлена накануне нового, 1956 года, именно на месте нынешнего ДК «Энер­гомаш», и наверняка у кого-то из местных краеведов есть фотографии, где и наряженная ель красуется, и ребятиш­ки бегают вокруг.

— Кстати, когда я нарисовала все восемь работ и повез­ла их обрамлять в багетную мастерскую, женщина, кото­рая там работает, ахнула, увидев сюжет с ВДНХ, — делится историей Ольга Никулина. — Оказывается, она была на той выставке ещё ребёнком и помнит, как всё выглядело тог­да. Настолько растрогалась, что попросила меня нарисо­вать для неё такую же картину на память.

Путешествие во времени

Проект-путешествие по новогоднему Белгороду раз­ных лет придумали начальник управления информаци­онной политики администрации города Ольга Абакумова и начальник управления культуры администрации города Ольга Лесных. Во-первых, это создаст предпраздничное настроение у горожан накануне любимого зимнего торже­ства, решили они, во-вторых, проект будет выполнять и просветительскую миссию. Ведь благодаря важным собы­тиям из истории Белгорода или известным зданиям, за­печатлённым на картинах, люди смогут расширить свои знания о родном городе или вспомнить что-то, мысленно вернувшись в беззаботное советское детство — как та со­трудница багетной мастерской.

— Мы искали материалы по старым подшивкам регио­нальных периодических изданий, подключили к работе со­трудников научной библиотеки. Нам помогал и коллектив историко-краеведческого музея, за что благодарим дирек­тора Веру Владимировну Романенко, — рассказывает Оль­га Лесных. — Таким образом отыскали массу интересных документов, в том числе заметку, опубликованную в газе­те «Белгородская правда» в 1956 году. Она гласила, что полярники дрейфующей станции «Северный полюс-5» поздравляют трудящихся молодой Белгородской области с наступающим Новым годом и желают им «дальнейших успехов на благо нашей великой Родины». И попросили Олю Никулину воспроизвести эту историю на полотне.

Художница несколько раз прочитала текст телеграммы и задумалась: как изобразить леденящую и в то же время согревающую душу атмосферу полярной станции, коллек­тив которой передал привет белгородцам в канун Ново­го года? Воображение постепенно подсказывало детали: толстая, дрейфующая в океане льдина, тепло одетые по­лярники, палатки, похожие на юрты, и… красный верто­лёт, прилетевший на край Земли с оборудованием, напри­мер, или продуктами питания. Он же, по мнению Ольги, и отвезёт на материк новогодние пожелания стойких труже­ников Северного полюса жителям недавно образованной Белгородской области.

— Почему палатки? Не знаю, — улыбаясь, отвечает автор на вопрос. — Я подумала, что в те годы вряд ли строили мо­дули для проживания персонала станций, как сейчас. Но в моих палатках им однозначно тепло, не сомневайтесь.

Те самые санки, шапочки и «Волга»

Впрочем, художница не поленилась изучить быт совет­ских людей, чтобы её картины соответствовали духу того времени: как одевались, как праздновали Новый год и чем украшали ёлку, как выглядели детские игрушки, автомоби­ли… И даже посмотрела в интернете полотна известных советских иллюстраторов. Показательна в этом отноше­нии картина, изображающая небольшой уголок площади Революции на фоне гостиницы «Белгород» образца 1960 года, где дети катаются на санках с высокой снежной гор­ки. Вот же они, те самые шапки, варежки, комбинезоны, продававшиеся в советских магазинах, узнаваемые дере­вянные санки с разноцветными брусками и 21-я «Волга» с оленем на капоте на заднем плане. Правда, разглядеть оленя на маленькой машине не получается при всём же­лании, и то, что она принадлежит славному семейству ГАЗ, тоже понять трудно. Это Ольга Никулина уверяет меня, что рисовала персональный автомобиль товарища Саахова из «Кавказской пленницы».

— Вы можете себе представить, как комсомольцы на почте отправляли новогодние подарки детям? А я пред­ставила и нарисовала, — говорит автор картин, показывая очередную иллюстрацию. — Это наш Главпочтамт в 1962 году, бой новогодних курантов не за горами, и комсомоль­цы спешат поздравить с праздником детей. Посылки при­нимает строгий белгородский почтальон. Такой фотогра­фии у меня не было, поэтому сюжет придумала сама.

Белгород в сердце

Творческая фантазия видна практически во всех ра­ботах художницы. Первый новогодний утренник в осво­бождённом Белгороде в 1943 году создан с нуля — без фотообразцов. Как и первый новогодний утренник в новом здании драматического театра в 1962-м: организаторы проекта прислали автору лишь старую фотографию теа­тра, и Ольга опять дала волю эмоциям. Допустим, детский праздник в учреждении закончился, и детвора, счастливая и довольная, выбегает на заснеженную улицу с подарка­ми и несётся… нет, не домой — на ближайшую горку, что­бы протереть новую дырку в штанах. Готово. Любуйтесь, вспоминайте себя сорванцами и сравнивайте со своими подрастающими внуками. Похожи, правда?

— Неделю трудилась над проектом с утра и до позднего вечера, — признаётся Ольга. — Даже сон однажды приснил­ся: я путешествую по ёлкам, утренникам… А когда завер­шила работу, почувствовала пустоту внутри: неужели всё? Я проживала каждый сюжет — и вдруг конец. Жалко было расставаться с тёплыми историями новогоднего Белгоро­да советской эпохи. Я так прониклась этой темой, что за­хотелось ещё что-нибудь создать для нашего города — мо­жет быть, интересный арт-объект: скамейку с сидящим на ней мозаичным байбаком или узором, символизирующим Белгород. Надо подумать.

Любовь к Белгороду способна преодолеть любые труд­ности и создать атмосферу маленького счастья: проект городского управления культуры — наглядное тому под­тверждение.

— Так как массовые новогодние мероприятия в этом году проводить не планируется, нам захотелось, чтобы жители Белгорода почувствовали приближающийся праздник и новогоднее волшебство, — резюмирует начальник управ­ления информационной политики Ольга Абакумова. — Мы хотели, чтобы эти истории выглядели сказочными и добрыми, как в детских книжках, и нам это удалось. Особенно трогательным, на мой взгляд, получился сюжет о первом новогоднем утреннике в освобождённом Белгороде в 1943 году. Теперь на главной пешеходной улице города можно сделать памятные снимки в фотозонах, где раз­мещены эксклюзивные иллюстрации, и на миг окунуться в атмосферу прошлых лет.

Фотозоны с иллюстрациями расположены по адресам: улица 50-летия Белгородской области, 6, проспект Славы, 47, проспект Богдана Хмельницкого (около «Россиянки»).

 

Владимир ПИСАХОВ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version