А в детство заглянуть так хочется…

Оказавшись на этой выставке в Белгородском художественном музее, словно возвращаешься в далёкие годы.

Мне пять лет, стоит снежная, мороз­ная зима, и папа катит меня, обмотан­ную бабушкиным пуховым платком, на железных санках кататься на горку. И на душе сразу становится тепло.

Все мы родом из детства, это самая счастливая пора, в которую нам так приятно возвращаться. А переносят нас туда очень разные вещи, напри­мер, родные сердцу уютные образы, ко­торые создала талантливый мастер из Москвы.

Ирина Андреева — известный россий­ский художник и скульптор, член Союза художников России, член Московского союза художников, основатель уникаль­ного в своём роде метода скульптуры в технике мокрого валяния из шерсти ди­ких животных.

Она родилась в Сарапуле, но уже давно живёт и работает в столице. Это уже не первый её приезд в наш регион с персональной выставкой.

«Мокрое» валяние — один из самых древних способов обработки шерсти, из­вестный ещё первобытным кочевым на­родам. Технология проста и сложна од­новременно: при помощи горячей воды и значительных физических усилий шерсть приобретает плотность и фор­му. В России, к примеру, таким спосо­бом изготавливались валенки. А Ирина Андреева создаёт не просто отдельные образы, а целые жанровые сцены, объ­ёмные «кинематографические» сюжеты, инсталляции и истории.

Ценители отмечают самобытность творчества мастера. Каждая её работа, словно рассказ, и для каждого он свой: кто-то увидит в ней своё детство, а кто- то найдёт сходство с сегодняшним днём. Вот, например, девчонки, которые шну­руют коньки или уже катаются на них: подмечены и мастерски изготовленные детали в виде круглых домашних коври­ков или вязаных варежек на резинке. И всё это создаёт неповторимую атмосфе­ру. Она-то и делает необычной выставку «Притяжение зимы», которая открылась перед Новым годом в Белгородском ху­дожественном музее в формате творче­ской встречи.

— Над экспозицией мы работали так самоотверженно все пять полных пре­красных дней, что отнимаются руки. Но сердце радуется результату! А директор музея Татьяна Александровна (Лукьяно­ва. — Прим. ред.) волновалась даже боль­ше моего, и то и дело лично принимала участие! И все девочки, и все мальчики! — с теплом говорит Ирина о команде Бел­городского художественного музея.

Гостей, оказавшихся в зале, тоже переполняют эмоции. Кто-то задумчиво стоит у экспозиции с уютным окошком и наблюдает за тёплым лучом света, бью­щим из него; кто-то незаметно утирает слезу, накатившуюся от воспоминаний; а дети, как заворожённые, смотрят на необычные «игрушки» и просят мам ку­пить им такие же.

— Жаль, что нельзя поиграть этими куколками. Такие они родные, будто бы живые. Хочется их всех обнять, — делит­ся впечатлением второклассница Маша.

Именно такое желание — обнять всех — возникает после того, как побу­дешь на выставке. Словно все, кто со­брались в этом зале, близкие друг другу люди. В этом, наверное, и заключается волшебная, порой исцеляющая сила ис­кусства.

«Притяжение зимы» — это целые исто­рии, рассказанные в войлоке о мечте, о детстве сегодняшних взрослых, о любви и тепле. Выставка состоит из нескольких трогательных новелл, созданных худож­ницей по воспоминаниям о собственном детстве.

— Мне кажется, что в работах Ирины столько тепла, доброты — того, что се­годня так нужно и необходимо. Это всё так отзывается, и когда кажется, что ты уже взрослый, то тут понимаешь, что это только кажется. Сегодня каждый почув­ствовал себя вновь ребёнком, — считает гостья по имени Екатерина.

Работы Ирины Андреевой «путеше­ствуют» по городам: Москва, Санкт- Петербург, Челябинск, Казань, Барнаул, Сургут, Таллин, по музеям и культурным центрам, выставочным залам и хоспи­сам, картинным галереям и больницам. Они «живут» в различных частных кол­лекциях и музеях России, Германии, Бельгии, Великобритании, Японии, США, Канады. Но Белгород для неё сей­час роднее и ближе, чем многие другие места, ведь немногие знают, что Ирина ещё и активно помогает фронту. Она делает выставки в военных госпиталях, чтобы как-то «раскрасить» серые будни наших солдат, чтобы было уютно и всё вокруг напоминало дом, а ещё не пона­слышке знает, что такое защитные одея­ла, дизельный генератор и для чего нуж­ны кровоостанавливающие жгуты — всё это она лично собирает и отправляет на фронт.

— «Притяжение» моё пусть трудится и притягивает не только зиму и посетите­лей, а ещё мир и покой. Белгород, я по­трясена твоими людьми! Буду думать о вас всех! — говорит автор.

Выставка продлится до 16 февраля 2025 года. Она позволит каждому посе­тителю заглянуть в своё далёкое зимнее детство, и оттуда снова, как тогда, по­смотреть на звёзды и помечтать.

 

Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version