Мне пять лет, стоит снежная, морозная зима, и папа катит меня, обмотанную бабушкиным пуховым платком, на железных санках кататься на горку. И на душе сразу становится тепло.
Все мы родом из детства, это самая счастливая пора, в которую нам так приятно возвращаться. А переносят нас туда очень разные вещи, например, родные сердцу уютные образы, которые создала талантливый мастер из Москвы.
Ирина Андреева — известный российский художник и скульптор, член Союза художников России, член Московского союза художников, основатель уникального в своём роде метода скульптуры в технике мокрого валяния из шерсти диких животных.
Она родилась в Сарапуле, но уже давно живёт и работает в столице. Это уже не первый её приезд в наш регион с персональной выставкой.
«Мокрое» валяние — один из самых древних способов обработки шерсти, известный ещё первобытным кочевым народам. Технология проста и сложна одновременно: при помощи горячей воды и значительных физических усилий шерсть приобретает плотность и форму. В России, к примеру, таким способом изготавливались валенки. А Ирина Андреева создаёт не просто отдельные образы, а целые жанровые сцены, объёмные «кинематографические» сюжеты, инсталляции и истории.
Ценители отмечают самобытность творчества мастера. Каждая её работа, словно рассказ, и для каждого он свой: кто-то увидит в ней своё детство, а кто- то найдёт сходство с сегодняшним днём. Вот, например, девчонки, которые шнуруют коньки или уже катаются на них: подмечены и мастерски изготовленные детали в виде круглых домашних ковриков или вязаных варежек на резинке. И всё это создаёт неповторимую атмосферу. Она-то и делает необычной выставку «Притяжение зимы», которая открылась перед Новым годом в Белгородском художественном музее в формате творческой встречи.
— Над экспозицией мы работали так самоотверженно все пять полных прекрасных дней, что отнимаются руки. Но сердце радуется результату! А директор музея Татьяна Александровна (Лукьянова. — Прим. ред.) волновалась даже больше моего, и то и дело лично принимала участие! И все девочки, и все мальчики! — с теплом говорит Ирина о команде Белгородского художественного музея.
Гостей, оказавшихся в зале, тоже переполняют эмоции. Кто-то задумчиво стоит у экспозиции с уютным окошком и наблюдает за тёплым лучом света, бьющим из него; кто-то незаметно утирает слезу, накатившуюся от воспоминаний; а дети, как заворожённые, смотрят на необычные «игрушки» и просят мам купить им такие же.
— Жаль, что нельзя поиграть этими куколками. Такие они родные, будто бы живые. Хочется их всех обнять, — делится впечатлением второклассница Маша.
Именно такое желание — обнять всех — возникает после того, как побудешь на выставке. Словно все, кто собрались в этом зале, близкие друг другу люди. В этом, наверное, и заключается волшебная, порой исцеляющая сила искусства.
«Притяжение зимы» — это целые истории, рассказанные в войлоке о мечте, о детстве сегодняшних взрослых, о любви и тепле. Выставка состоит из нескольких трогательных новелл, созданных художницей по воспоминаниям о собственном детстве.
— Мне кажется, что в работах Ирины столько тепла, доброты — того, что сегодня так нужно и необходимо. Это всё так отзывается, и когда кажется, что ты уже взрослый, то тут понимаешь, что это только кажется. Сегодня каждый почувствовал себя вновь ребёнком, — считает гостья по имени Екатерина.
Работы Ирины Андреевой «путешествуют» по городам: Москва, Санкт- Петербург, Челябинск, Казань, Барнаул, Сургут, Таллин, по музеям и культурным центрам, выставочным залам и хосписам, картинным галереям и больницам. Они «живут» в различных частных коллекциях и музеях России, Германии, Бельгии, Великобритании, Японии, США, Канады. Но Белгород для неё сейчас роднее и ближе, чем многие другие места, ведь немногие знают, что Ирина ещё и активно помогает фронту. Она делает выставки в военных госпиталях, чтобы как-то «раскрасить» серые будни наших солдат, чтобы было уютно и всё вокруг напоминало дом, а ещё не понаслышке знает, что такое защитные одеяла, дизельный генератор и для чего нужны кровоостанавливающие жгуты — всё это она лично собирает и отправляет на фронт.
— «Притяжение» моё пусть трудится и притягивает не только зиму и посетителей, а ещё мир и покой. Белгород, я потрясена твоими людьми! Буду думать о вас всех! — говорит автор.
Выставка продлится до 16 февраля 2025 года. Она позволит каждому посетителю заглянуть в своё далёкое зимнее детство, и оттуда снова, как тогда, посмотреть на звёзды и помечтать.
Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА