— Александр Юрьевич, вы в Белгороде не впервые. В прошлом году приезжали на День работников органов внутренних дел. Доводилось ли вам бывать в нашем городе до начала СВО?
— До этого я в Белгороде не бывал. Зато сейчас установилась такая добрая традиция — я второй год подряд приезжаю, скажу по старинке, накануне Дня милиции. Делаю это с большим удовольствием по приглашению ребят из волонтёрской организации «Скорая молодёжная помощь», за что им большое спасибо. Когда меня позвали в первый раз, я думал: «Ну чем я могу помочь? Что я могу сделать?». Но как- то так всё срослось, и я остался доволен и люди, с которыми я встречался тоже, а это, на мой взгляд, сейчас очень важно.
— Как вы познакомились с белгородскими добровольцами?
— Мне позвонили и пригласили в Белгород поздравить сотрудников полиции, а также пообщаться с волонтёрами и посетить ещё какие-то мероприятия. Я нашёл свободные дни в графике и дал согласие. С этого началась наша дружба, чему я очень рад. Вчера мы как раз встречались с волонтёрами — потрясающие люди, уникальные. Да белгородцы вообще такие. Беда нас всех объединила. Все дружно встали и от мала до велика, помогают и ребятам, которые находятся «за ленточкой», и в госпиталях. А вчера я побывал в приюте для животных, ребята туда корма отвозят. Это очень здорово! Наверное, в нашей стране много таких волонтёрских организаций и дай Бог им так держать! И пусть такая работа продолжается как можно дольше.
— Александр Юрьевич, почему лично для вас важно поздравить сотрудников полиции пограничья с их профессиональным праздником?
— Во-первых, я отдал проекту «Улицы разбитых фонарей» 23 года. Конечно, когда мы начинали эту работу, никто не знал, что значит «ножевое», «глухарь», «в отказ» и всё остальное. И так получалось, что мы снимались в реальных отделах милиции и, если возникали какие-то определённые вопросы, мы всё узнавали у действующих оперов. Во-вторых, писатель Андрей Кивинов (он же Пименов) был реальным оперуполномоченным и всё писал со своего отдела. Эти персонажи реальные, у нас есть даже их фотографии. И как тут не поздравить? Хотя у уголовного розыска есть свой профессиональный праздник, а 10 ноября это общий. В начале проекта была такая традиция: в канун праздника нас приглашал министр внутренних дел — дарил часы, грамоты. Но у нас такая поговорка возникла: «Министр уходит — менты остаются». И я благодарен судьбе, что мы познакомились за это время с таким большим количеством замечательных, честных, открытых людей, что всё это пошло в нашу актёрскую «копилочку» (хотя, поскольку это кино, в нём показывать всё как есть не совсем правильно, должен быть какой-то элемент волшебства, художественный вымысел). Поэтому невозможно не приехать и не поздравить. Тем более что здесь не курорт и ребята выполняют свой боевой долг и служебные задачи в непростых условиях. Да и как я мог не поддержать жителей Белгорода и области, на плечи которых всё сейчас легло? Остаться в стороне было бы совсем не по-людски.
— Обычный полицейский в нашем городе похож на «киношного» из сериала или всё-таки есть различия?
— Позавчера встречались с уголовным розыском. Они говорят, ну просто один в один, всё из жизни. Это и понятно, ведь Андрей Кивинов — реальный опер и всё брал из своей практики. И у нас был такой случай: снимали мы в очередном отделе милиции, а опера нам и говорят: «Да чего вы в шестнадцатом-то? Переходите к нам в шестьдесят четвёртый отдел, у нас и зарплата больше и талоны на бензин дают». Мы отвечаем: «Да нет, мы же не…», а они: «Да ладно, мы-то знаем, что всё это так, прикрытие». Конечно, всё взято из жизни. И мы до сих пор не можем определить, в чём популярность проекта. Да, была какая-то определённая ниша, и нам удалось её занять. Но почему проект так полюбили, я до сих пор в двух словах не могу объяснить. Многие родители, оставляя детей дома, если начинался наш сериал, говорили «О, наших показывают, всё, можно уходить». То есть мы как бы входили в каждый дом и приносили какое-то добро, честность, искренность. Правда существования на экране вызывала некую простоту существования в жизни. Я никогда не отказываю людям ни в фотографии, ни в автографах, кроме пары-тройки случаев, когда у меня что-то происходило в жизни, спокойно отношусь, если иду по улице в своих мыслях и вдруг мне кто-то: «О, здорово! Это ты, да? Смотрите, это же он!». Людям ты кажешься близким, они открыто обращаются к тебе и каждая их история тоже идёт в эту «копилочку» и когда-то тебе пригодится.
— Давайте поговорим о более ранних ваших работах. Вы сыграли роль лейтенанта милиции в трагикомедии Юрия Мамина «Бакенбарды». Она меня очень зацепила. Это была ваша первая роль сотрудника правоохранительных органов в кино? И как считаете, повлияла она на вашу дальнейшую актёрскую карьеру?
— Это была первая такая работа. Могу добавить, что там и Сергей Селин впервые сыграл сотрудника милиции. Повлияла или нет, сложно сказать. Был очень большой перерыв между «Бакенбардами» и «Улицами разбитых фонарей». А с последними никто и не предполагал, по большому счёту, что из этого может что-то такое получиться, потому что, отсняв первые 5-6 серий, съёмки остановились на год и три месяца. А потом Александр Петрович Капица, продюсер этого проекта, Царствие ему Небесное, понял, что из этого может выйти неплохая «конфетка». Наверное, она получилась благодаря трём людям: Андрею Кивинову, который написал это, Александру Петровичу Капице, который подхватил проект, и, конечно же, Александру Владимировичу Рогожкину, который снял первую серию и стал нашим «крёстным отцом» (из всех, кто участвовал в пробах, он выбрал нас пятерых). А тогда, естественно, никто не представлял масштаба последствий: ну сыграл и сыграл, милиционер так милиционер. Но судьба всё крутит по спирали. Потому что я уже играл милиционера в довоенное время в длинном проекте «Хлеб — имя существительное», там была эпизодическая роль. И естественно возникает у всех вопрос: «Скажите, вы не боитесь, что останетесь навсегда в образе Соловца?». Во-первых, те режиссеры, с которыми я когда-то работал до или после этого проекта, они знают, что может сыграть ещё Александр Половцев. Поэтому, я никогда не боялся, что ко мне «прилипнет» этот образ и я до конца дней буду его играть. Во-вторых, были такие проекты, где можно было «похулиганить». Например, «Восьмидесятые» — это был совсем другой полюс и даже Федя Стуков меня пытался немножко осадить, если я сильно расходился. Кроме того, я ещё себя проверял — ездил в «Форт Боярд», в Аргентину на «Фактор страха» и в Панаму на «Последнего героя». Поэтому я отовсюду понемножку в себя «заложил».
— Александр Юрьевич, во многих сериалах вы играете военных и руководителей. Какая из ролей, кроме Олега Георгиевича Соловца, вам больше всего запомнилась?
— Наверное, это была первая роль в «полном метре» у Сергея Михайловича Овчарова в фильме «Барабаниада». Это такое испытание! Спасибо Сергею Михайловичу, что он меня выбрал. Эта роль для актёра тяжела тем, что там нельзя было произносить ни одного слова. Такое немое кино, типа Чарли Чаплина, понимаете? И хотелось что-то сказать, а он: «Саш, а ты вот без слов сыграй!». Это и физически было тяжело, потому что там присутствовало невероятное количество барабанов: они прикреплялись на пояс на штырёчке с какой-то колотилкой, один барабан дышал, в третьем я жил на свалке (на реальной свалке снимали). Был такой любопытный случай: очень холодно, я был в лёгких ботинках, и костюмеры меня пожалели, дали мне унты. Я их надеваю и вдруг вижу на них написано «А.Миронов». Оказывается, это реквизит из фильма «Мой друг Иван Лапшин». С «Барабаниадой» мы поехали на «Кинотавр». Это был мой первый выход в свет. Критики пророчили, что режиссёры меня просто разорвут на части. Фигульки! Это было авторское кино и никакого приглашения на другие проекты за ним не последовало. Но это было для меня очень хорошей школой, чему я несказанно рад.
— В одном из моих любимых сериалов «Гибель империи» вы играете комиссара Агеева. В эпизодах этого фильма играют и другие актёры, которые снимались в сериале «Улицы разбитых фонарей». Часто ли вы пересекаетесь с коллегами на других съёмочных площадках? Поддерживаете ли вы отношения в жизни?
— Когда сериалы разделились, часть актёров ушла в другие проекты, и все подумали, что мы сильно поссорились и переругались. Но нет. Это было их решение из одного проекта перейти в другой. Они надеялись, что там будут интереснее сценарии, выше зарплата, ничего из этого не вышло. Потом они об этом мне говорили. Я считаю, что мы могли бы ещё долго сниматься вместе. Никто не ссорился. Мы не дружим семьями, но на дни рождения друг друга поздравляем. Мы работали с год назад в проекте «Полицейское братство». Там снимались и Андрей Федорцов, и Лёша Нилов, и Серёжа Селин, и я. Это наша профессия, мы время от времени пересекаемся на съёмочных площадках, на пробах, друг другу помогаем.
— Вам легче играть положительные или явно отрицательные образы?
— Тяжело играть и те и другие, ведь чтобы сделать это хорошо, надо серьёзно погрузиться, посмотреть, продумать своего героя. Так, посмотрев фильм «Агония», в котором Алексей Петренко играл Распутина, иностранные журналисты спросили: «А этот актёр жив?» — настолько глубоко он вошёл в образ, что потом было тяжело из него выйти. А в «Диверсанте» у меня есть эпизод. Где заключённые несут вышку. Я возьми и скажи: «Песню запе-вай!». Режиссёру понравилось, но массовка, которая тащила эту тяжеленную вышку, меня прокляла, потому что надо было таскать её туда-сюда несколько дублей с песней.
— Александр Юрьевич, далеко не все знают, что вы не только популярный актёр кино, но и занимаетесь озвучиванием фильмов. Например, в «Особенностях национальной охоты» и «Операции «С Новым годом!» ашим голосом говорит сержант милиции Сергей Семёнов, а в мультфильме «Про барана и козла» из серии «Гора самоцветов», который очень любят дети, вы озвучиваете барана. Расскажите, пожалуйста, об этой части вашей работы. В чём её сложность?
— Для «Особенностей национальной охоты» замечательный режиссёр Александр Владимирович Рогожкин попросил: «Надо бы Серёжу Гусинского озвучить, потому что он звукооператор, не актёр». Мне было очень неудобно, казалось, что и так всё неплохо, но я уступил. И вот несколько дней я ходил за Серёгой по студии и наблюдал, как он говорит, какие паузы делает. В итоге сделал и боялся, что тот обидится. Но Серёга сказал: «Саня, ты мне сделал роль, спасибо тебе огромное!». Хорошо, что получилось и вышло лучше, чем было. А «Про барана и козла» вообще очень смешная история. Нас пригласили попробоваться, бесплатно, а потом взяли это и поставили.
— Что бы вы хотели сказать белгородцам напоследок?
— Дорогие мои, понятно, что говорить, живя где-то далеко от того, что здесь происходит, легко. Может быть, поэтому я приехал сюда и первый раз, и уже во второй и, надеюсь, что приеду в третий — отметить победу. Невероятно тяжело, я всё это прекрасно понимаю, но то, что вы делаете, несмотря на тяжелое время и условия, в которых вы находитесь, вызывает огромное уважение. Вы просто герои, вы большие молодцы, вы не сдаётесь и верите в победу. Вы здесь родились и не бросили это место. Дай вам Бог терпения, добра и удачи! И помните, что бы там не говорили о тех, кто живёт далеко, мы все с вами. Нас всё больше и больше, а когда нас много это великая сила. А значит, враг будет разбит и победа будет за нами. С нами Бог! И так держать!
Беседовал Вадим КУМЕЙКО
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА
Смотрите полную версию интервью