Неземное притяжение

Ученик 11 класса Шуховского лицея Андрей Ковалёв второй год подряд входит в число лучших школьников региона, которые за особые достижения в учёбе поощряются стипендией губернатора. Во всём «виновата» физика: настойчивый юноша успешно покоряет её с 7 класса.

Неземное притяжение

Как в голове этого скромного, немного­словного и стеснительного парня умеща­ются сложные законы, теории и принци­пы физики, знают, наверное, только он и его педагог Дмитрий Чернов. Причём научные постулаты у юного вундеркинда не просто разложены по полочкам: Ан­дрей уверенно объясняет их суть и про­исхождение, словно перед ним таблица умножения, а не закон Бойля-Мариотта, например, или принцип относительности Галилея. Неудивительно, что белгородец два года подряд (!) становится призёром Всероссийской олимпиады школьников — уникальное, к слову, достижение для Бел­городской области, которым в Шуховском лицее гордятся все.

— Чтобы добраться до финальной ча­сти, каждый конкурсант должен был пре­одолеть школьный, муниципальный и ре­гиональный этапы, — рассказывает Андрей Ковалёв. — Мне удавалось дважды пройти эти отборы, в 9 и 10 классах, и если пер­вый этап включал базовые знания школь­ной программы, то все последующие отличались повышенным уровнем слож­ности. Уже на муниципальном уровне по­падались задачки-головоломки, которые я так и не решил.

Андрей вспоминает самую «железо­бетонную» из них — о спице, цилиндрах и двух бусинках на нити, где ребятам пред­ложили определить скорость бусинок в момент столкновения и силу натяжения нити. Видя, что я плохо понимаю то, о чём он говорит, парень пальцем условно чер­тит на парте схему загадочного устрой­ства, чтобы визуализировать картинку, и «запускает» бусинки навстречу друг другу. Делаю вид, что мне всё понятно, и удивляюсь, почему такую простую задач­ку он не решил.

— А с ней почти никто из школьников не справился, — оправдывается ученик. — Поз­же, когда узнал ответ, стукнул себя по лбу: второй закон Ньютона! Именно он работа­ет в данном случае. Ещё нужно было най­ти радиус кривизны параболы и понять, что движение будет по параболе.

Увлечение физикой появилось у Ан­дрея «по расчёту»: во-первых, она разви­вает логику, подумал мой собеседник, во- вторых, в эпоху постоянного технического прогресса знания этой науки необходимы для получения востребованной профес­сии. Пытаюсь возразить лицеисту и гово­рю ему, что к точным наукам должны быть ещё и способности, предрасположен­ность, в конце концов, дар, однако Кова­лёв категорично заявляет: для успешного изучения предмета достаточно приложить максимум усилий и начать заниматься как можно раньше.

Алгебра и геометрия, естественно, не конкурируют у Андрея с физикой, а пре­красно дополняют её. Литература не в чести у молодого человека: художествен­ные произведения читает лишь для того, чтобы отвлечься от бесконечных формул и расчётов, иначе «с ума сойти можно». Недавно дочитал «Поединок» Куприна и вечером того же дня вновь открыл свой любимый задачник по физике: вот где, оказывается, настоящая жизнь кипит — во­круг законов Ома и Паскаля, а не на дуэли в пехотном полку между Ромашовым и Ни­колаевым. Неземное притяжение к физи­ке, одним словом.

— Любимый закон? Теорема о вириале. Если коротко, она показывает связь между средней кинетической энергией в системе и потенциальной энергией. Доказывать те­орему — особое удовольствие.

Впрочем, самые грандиозные и «вкус­ные» доказательства Андрею предстоит ещё обнародовать в обозримом будущем, потому что он хочет разработать соб­ственный закон или теорию. Признаётся, что сделать это будет крайне сложно, так как в физике всё основательно исследо­вано — разве что попробовать углубиться в какую-то область и попытаться открыть что-то новое. О чём будет закон Ковалё­ва, Андрей и предполагать пока не может, в ближайших планах — поступление в Мо­сковский физико-технический институт на факультет общеприкладной физики. Надеется, что путь в МФТИ помогут про­ложить его блестящие результаты во Всероссийской олимпиаде школьников: призёры самых престижных интеллекту­альных соревнований на дороге всё-таки не валяются.

К нашей беседе присоединяется учи­тель физики Шуховского лицея Дмитрий Чернов, в том числе благодаря которому Андрей добился таких невероятных успе­хов. Дмитрий Валерьевич гордо подводит итог многолетней работы и с удовольстви­ем резюмирует:

— У меня было немало хороших учени­ков, но до уровня заключительного этапа Всероссийской олимпиады поднялся толь­ко Андрей. Скажу больше: в Белгородской области за последние 15 лет он един­ственный, кто стал призёром и следом подтвердил этот статус. Если ему удастся добраться до финала и в нынешнем учеб­ном году, в третий раз подряд, мы станем свидетелями абсолютного рекорда.

Дмитрий Валерьевич обратил вни­мание на скромного мальчика, когда тот учился в 6-м классе, по рекомендации учителя математики и других коллег: мол, способный юнец. Педагог поговорил с Ан­дреем и его родителями, выработал стра­тегию подготовки на основе математики и потихоньку повёл юношу на вершину. Кро­потливая каждодневная работа привела к первому успеху: в 8-м классе воспитан­ник Чернова оказался в числе призёров регионального этапа олимпиады, а в 9-м оба уже отмечали победу на том же этапе и призёрство на финальном.

— Несмотря на сложную оперативную обстановку в городе, Андрей ни разу не переходил на дистанционное обучение, — говорит Дмитрий Валерьевич. — К такому решению мы пришли совместно с ним и родителями, потому что для плодотворно­го обучения важна очная форма. Итог вы знаете. И мне жаль, что после 11 класса он покинет наше учебное заведение. Была бы возможность, оставил бы Андрея на второй год, но, увы, это невозможно.

 

Владимир ПИСАХОВ
ФОТО АВТОРА

Exit mobile version