Кто б в рабочие пошёл?

Журналисты-школьники из «Молодёжки «НБ» тоже задались вопросом заинтересованности юных белгородцев в получении рабочих профессий. Они узнали у своих сверстников, кем те хотят стать и что думают о возможности «поработать руками».

В опросе принял участие 31 житель областно­го центра в возрасте от 12 до 18 лет. На вопрос о том, кем они себя видят в будущем, все кроме од­ного ответили, что собираются получить высшее об­разование, а один уже получает профессию в ссузе. Среди специальностей самыми популярными были названы журналистика, медицина (преимуществен­но стоматология), психология, дизайн, архитектура и педагогика. Кроме того ребята упомянули такие профессии как режиссёр, переводчик, логист, госу­дарственный служащий, экономист, юрист и социо­лог. Один человек даже задумался об открытии соб­ственного дела с возможностью пассивного дохода. Причём, как показывает характер ответов, не всегда этот выбор делает сам респондент. Очевидно, школь­ники голосуют за профессии творческие или «нуж­ные людям», а их родители — за перспективные. Так 15-летняя Зарина сообщает, что просто хочет «быть человеком и помогать другим», специальность пока не выбрала, но «что-то из медицинской направленно­сти». Ей вторит Анастасия: «Хочу быть тем, кто может помочь другим» и тоже склоняется к профессии врача. А, например, 16-летняя Таня откровенно признаётся, что хотела бы связать свою жизнь с музыкой, но ро­дители против, поэтому, видимо, ей придётся стать экономистом.

Чуть меньше половины опрошенных (15 человек) связывает своё будущее только с умственным трудом, остальные рассматривают возможность освоить и ка­кую-либо рабочую специальность. Шестерых из шест­надцати интересует профессия повара, четверых — па­рикмахера, ещё один назвал обе эти профессии и один назвал актуальными навыки медсестры. Также опро­шенные не прочь попробовать себя в роли барменов (два человека), логиста или ювелира (один человек), есть и респондент, который ещё не решил, чему дол­жен научиться, но понимает, что на время учёбы в вузе может понадобиться подработка и неплохо бы что-то уметь делать руками.

Интересна и аргументация участников опроса. Те, кто не рассматривает возможность получения рабочей специальности, объясняют это тем, что им никогда не давалась работа руками, у них нет природной склон­ности или желания трудиться таким образом, а некото­рые и вовсе считают подобную работу не творческой. Фигурируют объяснения вроде «не лежит душа» или «предпочитаю интеллектуальные нагрузки», но все они, вероятно, скрывают под собой единственный от­кровенный ответ на вопрос «Почему нет?», который дал 15-летний респондент под именем Эми: «Рабо­тать умственно намного легче». Это многое объясня­ет. Те же, кто не чурается ручного труда, отмечают, что он их успокаивает, даёт полезные навыки в быту или социуме и является перспективным с точки зре­ния трудоустройства, так как такие профессии всегда востребованы. Однако все сказавшие «да» рабочим специальностям юные белгородцы уверены, что луч­ше рассматривать их как дополнительные и использо­вать с целью подработки, ведь с тем уровнем дохода, которые они предлагают, на роль основного заработка претендовать не приходится. А следовало бы получше изучить предложения, что очевидно из информации, представленной работодателями в нашем спецпроек­те «Дело мастера боится», материалы которого опу­бликованы на страницах 7-10 этого номера газеты.

Из всего увиденного в ходе опроса, явственно сле­дует, что престиж рабочих профессий необходимо поднимать. И делать это следует разными способами. С одной стороны, требуется повышать оплату труда «недооценённых» специалистов, с другой — повышать информированность о рабочих специальностях. По­следнее — очень большая и системная работа не толь­ко со школьниками, но и с их родителями, которые хотят для своих детей лучшей жизни, поэтому отправ­ляют их в вузы даже помимо их желания. В рамках этой работы предстоит развеять мифы о том, что рабочие профессии являются неинтеллектуальными и нетвор­ческими, а также бороться с представлениями о том, что умственный труд — более лёгкий, а работать руко­водителем — это и вовсе «рот закрыл — рабочее место убрал». Нужно сделать ещё очень много для того, что­бы названия рабочих профессий для нашей молодёжи звучали гордо, а их представителей по достоинству ценили за их золотые руки. Но мы верим, что однажды так обязательно будет.

А на фото, размещённых здесь, на первой и ше­стой страницах номера ребята из 28-й школы Бел­города уже осваивают рабочие профессии в рамках образовательного комплекса «Детский завод». Те из них, кто пройдёт практическое обучение на всех участ­ках, на выходе получат профессиональные навыки не только токаря, фрезеровщика, электромонтёра, оператора станков с ЧПУ, но даже инженера-техноло­га. Вот кто точно без работы не останется!

 

Марина МИНДОЛИНА и «Молодёжка «НБ»
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version