В опросе принял участие 31 житель областного центра в возрасте от 12 до 18 лет. На вопрос о том, кем они себя видят в будущем, все кроме одного ответили, что собираются получить высшее образование, а один уже получает профессию в ссузе. Среди специальностей самыми популярными были названы журналистика, медицина (преимущественно стоматология), психология, дизайн, архитектура и педагогика. Кроме того ребята упомянули такие профессии как режиссёр, переводчик, логист, государственный служащий, экономист, юрист и социолог. Один человек даже задумался об открытии собственного дела с возможностью пассивного дохода. Причём, как показывает характер ответов, не всегда этот выбор делает сам респондент. Очевидно, школьники голосуют за профессии творческие или «нужные людям», а их родители — за перспективные. Так 15-летняя Зарина сообщает, что просто хочет «быть человеком и помогать другим», специальность пока не выбрала, но «что-то из медицинской направленности». Ей вторит Анастасия: «Хочу быть тем, кто может помочь другим» и тоже склоняется к профессии врача. А, например, 16-летняя Таня откровенно признаётся, что хотела бы связать свою жизнь с музыкой, но родители против, поэтому, видимо, ей придётся стать экономистом.
Чуть меньше половины опрошенных (15 человек) связывает своё будущее только с умственным трудом, остальные рассматривают возможность освоить и какую-либо рабочую специальность. Шестерых из шестнадцати интересует профессия повара, четверых — парикмахера, ещё один назвал обе эти профессии и один назвал актуальными навыки медсестры. Также опрошенные не прочь попробовать себя в роли барменов (два человека), логиста или ювелира (один человек), есть и респондент, который ещё не решил, чему должен научиться, но понимает, что на время учёбы в вузе может понадобиться подработка и неплохо бы что-то уметь делать руками.
Интересна и аргументация участников опроса. Те, кто не рассматривает возможность получения рабочей специальности, объясняют это тем, что им никогда не давалась работа руками, у них нет природной склонности или желания трудиться таким образом, а некоторые и вовсе считают подобную работу не творческой. Фигурируют объяснения вроде «не лежит душа» или «предпочитаю интеллектуальные нагрузки», но все они, вероятно, скрывают под собой единственный откровенный ответ на вопрос «Почему нет?», который дал 15-летний респондент под именем Эми: «Работать умственно намного легче». Это многое объясняет. Те же, кто не чурается ручного труда, отмечают, что он их успокаивает, даёт полезные навыки в быту или социуме и является перспективным с точки зрения трудоустройства, так как такие профессии всегда востребованы. Однако все сказавшие «да» рабочим специальностям юные белгородцы уверены, что лучше рассматривать их как дополнительные и использовать с целью подработки, ведь с тем уровнем дохода, которые они предлагают, на роль основного заработка претендовать не приходится. А следовало бы получше изучить предложения, что очевидно из информации, представленной работодателями в нашем спецпроекте «Дело мастера боится», материалы которого опубликованы на страницах 7-10 этого номера газеты.
Из всего увиденного в ходе опроса, явственно следует, что престиж рабочих профессий необходимо поднимать. И делать это следует разными способами. С одной стороны, требуется повышать оплату труда «недооценённых» специалистов, с другой — повышать информированность о рабочих специальностях. Последнее — очень большая и системная работа не только со школьниками, но и с их родителями, которые хотят для своих детей лучшей жизни, поэтому отправляют их в вузы даже помимо их желания. В рамках этой работы предстоит развеять мифы о том, что рабочие профессии являются неинтеллектуальными и нетворческими, а также бороться с представлениями о том, что умственный труд — более лёгкий, а работать руководителем — это и вовсе «рот закрыл — рабочее место убрал». Нужно сделать ещё очень много для того, чтобы названия рабочих профессий для нашей молодёжи звучали гордо, а их представителей по достоинству ценили за их золотые руки. Но мы верим, что однажды так обязательно будет.
А на фото, размещённых здесь, на первой и шестой страницах номера ребята из 28-й школы Белгорода уже осваивают рабочие профессии в рамках образовательного комплекса «Детский завод». Те из них, кто пройдёт практическое обучение на всех участках, на выходе получат профессиональные навыки не только токаря, фрезеровщика, электромонтёра, оператора станков с ЧПУ, но даже инженера-технолога. Вот кто точно без работы не останется!
Марина МИНДОЛИНА и «Молодёжка «НБ»
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА