Им было и что вспомнить, и за что поблагодарить Ивана Сидоровича. Об этом человеке лучше слов говорят его дела. Это благодаря его энергии, настойчивости, пробивным способностям у областного управления внутренних дел, где в ту пору он работал первым заместителем начальника, появились важнейшие объекты.
Заслуженный работник МВД полковник милиции Владимир Копица рассказывает:
— Благодаря Ивану Сидоровичу на Белгородчине были построены санчасть, поликлиника и столовая УВД, школа милиции, ставшая юридическим институтом, детский сад, пионерский лагерь «Дзержинец», питомник служебного собаководства, жильё для сотрудников, здания отделов милиции. Подобного периода грандиозных строек для нужд УВД и рядовых сотрудников в истории белгородской милиции не было.
О том, с каким трудом ему это давалось, можно только догадываться. Вот лишь одна из историй, которую вспоминал ветеран. При строительстве пионерского лагеря скважина, которую пробурили, выдавала поток бурой воды, её не то что давать детям пить, даже руки мыть нельзя. А чтобы пробурить более глубокую, надо было получить разрешение Совета министров СССР. И что вы думаете? Он добился, хотя вначале там отмалчивались, а потом отказали. Иван Сидорович потребовал письменного отказа в доступе ребятишек к чистой воде, чтобы обратиться с этим документом в ЦК КПСС. И это возымело действие. Скважину глубиной более 300 метров пробурили, и в лагере была чистая и полезная вода.
Это история из более позднего периода его многолетней службы. Но немногие знают, что начинал её Иван Сидорович в Белгородском городском отделе милиции. Сюда он прибыл после окончания Саратовской средней специальной школы. Выбор на это учебное заведение пал неслучайно. Потомок казаков из Скородного, он мечтал о военном училище. Но не мог парень, старший сын, оставить семью без поддержки. Ведь его отец, участник трёх войн, из-за ранения в Великую Отечественную стал инвалидом первой группы. А учёба в милицейской школе была подходящим вариантом. Так, в 1958 году Иван стал курсантом. Учился старательно, занимался спортом. Знания, полученные в учебном заведении, помогали в службе. И его коллеги отмечали, что первый дипломированный сотрудник со специальным образованием, который пришёл на должность оперуполномоченного ОБХСС, проявляет уникальные способности.
Он рассказывал мне о своём первом раскрытом преступлении — хищении в ресторане «Донец». Его Иван Сидорович запомнил на всю жизнь. Эта была не только первая победа, но и риск потерять честное имя. Тогда оперуполномоченному удалось вывести на чистую воду дельца, который закупал мясо по одним ценам и сбывал «налево», наживаясь на разнице, по другим. Все материалы дела и вещдоки Иван Сидорович, как учили в школе милиции, под расписку передал в следствие. Но когда спустя несколько лет освободившийся из мест заключения мужчина потребовал возвратить часы, ему ответили, что не получали от Плясова вещдок. И только та расписка подтвердила его правоту.
Потом было много раскрытых махинаций, а Иван Сидорович стал грозой нечистых на руку дельцов. Он поделился воспоминаниями, как боролись с хищениями на белгородском мясокомбинате. Предприимчивые работницы предприятия умудрялись в женских капроновых чулках прятать от 15 до 18 килограммов мяса. Эти импровизированные авоськи они перебрасывали через забор поджидавшим их таксистам. Приходилось вести работу и с первыми, и со вторыми.
А ещё была история с разоблачением охранницы мясокомбината, которая брала по три рубля с работниц за то, чтобы не замечать хищений. Это была целая преступная схема, потому что спонсировала коллег ещё одна женщина, у которой были сбережения. За каждую «трёшку» она брала свой процент — 50 копеек. Но план Ивана Сидоровича помог изобличить всю преступную цепочку. Процентщице вручили в банке меченые купюры, а на Крейду в автобусе № 5 прибыли оперативники и понятые. Охранницу задержали с пачкой денег, на которых высвечивалась надпись «взятка». А работницы мясокомбината, испугавшись, выбросили из окон автобуса более 700 килограммов мяса.
В начале шестидесятых зарплата у милиционеров была небольшая, а нагрузка — огромная, желающих работать на оперативной работе с риском для жизни было немного. Поэтому за пятнадцать лет работы в горотделе 12 лет Иван Сидорович не уходил в отпуск. А помимо работы, он возглавлял офицерский суд чести, отвечал за спортивное направление в отделе, обучал сотрудников патрульно-постовой службы боевому самбо.
За плечами у ветерана — долгая и непростая жизнь. Но он и сейчас выглядит хорошо. Богатырская стать потомственных казаков и военная выправка дают о себе знать.
Анна БАРАБАНОВА
ФОТО ЕВГЕНИЯ ГУДЗЯ