Елизавета Жукова: «Только неравнодушные люди могут менять мир»

Нуждается ли мир в новых идеях или всё уже давно придумано? Об этом, наверное, думал каждый человек, занимающийся проектной деятельностью. Ученица Шуховского лицея Елизавета Жукова считает, что если есть потребность творить, то нужно это делать, ведь даже самые фантастические идеи имеют право на жизнь.

Елизавета Жукова: «Только неравнодушные люди могут менять мир»

В 15 лет эта девушка уже является обладательницей полумиллиона рублей, которые она потратит на свое об­разование, а также других средств на реализацию своих проектов, которые она получила благодаря участию в гран­товых конкурсах. На примере её истории я хочу рассказать о том, как проектная инициатива школьника может превра­титься в более чем реальную вещь.

Проекты в жизни школьника

Создание проектов — часть учебной деятельности в школах и вузах. Девя­тиклассники и десятиклассники создают проекты под руководством учителей, которые рекомендуют выбирать тему согласно своим интересам и будущей профессии.

— Да, зачем мне вообще нужно делать этот проект? Мне это в жизни никак не поможет! — услышала я как-то от своей одноклассницы.

Лиза Жукова явно не согласилась бы с ней. Проектное мышление помогает ей и в обычной жизни.

— Это уже стало своеобразным обра­зом мысли: способность видеть соци­альные проблемы и предлагать методы и идеи для их решения. Такое аналити­ческое сканирование текущей реально­сти. Ты не боишься быть первым в этом направлении, предлагать, обосновывать свои проекты. Ты учишься работать и коммуницировать с людьми, правильно выражать свои мысли. У тебя есть цель, и ты упорно идёшь к ней. Это, по сути, мышление успешного человека. И по­этому это не может не пригодиться в на­шей жизни, — считает Лиза.

Проект — это не скучная теория в фай­ле, а идея, которая может стать делом всей жизни и быть полезной для лю­дей не только города или региона, но и всей страны. А от задумки до реализа­ции один шаг — и это вопрос денежных средств. Возникает вопрос: «А где про­стому школьнику взять деньги? Ведь для проекта требуются не самые маленькие вложения». Ответ на это — участие в грантовом конкурсе. Конкурсы варьиру­ются по масштабу от всероссийских до региональных. И начать следует именно с последних.

Время возможностей — «Время 31-х»

«Время 31-х» — областной конкурс со­циально значимых проектов. Главная его особенность в том, что его инициа­торами и организаторами стали обыч­ные белгородские школьники. Вячес­лав Гладков поддержал их идею, и вот уже третий сезон яркие и творческие учащиеся 5 — 10 классов и студенты СПО создают и реализуют свои соци­ально значимые проекты на региональ­ные средства. На дистанционном эта­пе участники снимают видеовизитку о себе, своих увлечениях и достижениях, проходят ряд тематических тестов на платформе конкурса и, наконец, подают свою проектную идею по выбранному направлению. После отбора эксперта­ми самых творческих и социально обо­снованных идей в очном формате про­ходит финал для младшей категории школьников (5 — 7 классы) и полуфинал для старших: учащихся 8 — 10 классов и студентов СПО. Главное на этом этапе — подготовка и защита командного проек­та. 100 абсолютных победителей конкур­са среди участников младшей категории награждаются путёвками в санаторий «Бригантина «Белогорье» на профиль­ную смену «Время 31-х».130 человек из старшей категории участников допуска­ются к заключительному этапу конкур­са «Финальный аккорд», который тоже проходит на берегу Чёрного моря. Здесь экспертами из профильных министерств и ведомств определяются 4 команды по­бедителей. Две получают по 500 тысяч на реализацию проекта, а другие две становятся абсолютными победителями и получают по миллиону рублей на реа­лизацию проекта, а также по 500 тысяч рублей на каждого участника команды, которые можно потратить на своё обра­зование. В этом году команда Лизы ста­ла абсолютным победителем.

— Хочу отметить, что важными усло­виями для победы являются не только навыки проектной работы. Огромное значение имеет и дружная, сплочённая команда, а также поддержка опытных наставников. Нам очень повезло: каж­дый из участников нашей команды очень творческий и активный человек, который заинтересован в общем результате и умеет идти на компромисс. А сотрудни­ки регионального Центра выявления и поддержки одарённых детей «Алгоритм успеха» всегда были рядом, помогали и поддерживали. В какой-то степени за два года участия в конкурсе они стали не только наставниками, но и близкими людьми. И я очень благодарна им за это, — отмечает девушка.

Воплощение идеи

В сентябре началась работа над реа­лизацией проекта. Он называется «Про­шлое. Настоящее. Будущее», направлен на сохранение памяти о Великой Отече­ственной войне, формирует патриоти­ческие ценности и поднимает престиж военной профессии. К первому сентя­бря 2025 года планируется создать и выпустить три документальных филь­ма, героями которых станут ветераны Великой Отечественной войны, участ­ники специальной военной операции и молодёжь, получающая военную специ­альность.

За реализацией денежных средств, как и в любом грантовом конкурсе, осу­ществляется контроль. Целевое ис­пользование денег на осуществление проекта подтверждается отчётными до­кументами: договорами и актами. Абсо­лютные победители конкурса два раза в год предоставляют материалы, под­тверждающие факт использования де­нежных средств или хранения их на бан­ковском счёте: выписки из банка, копии договоров.

Лиза поделилась тем, как она распо­ряжается деньгами, выданными на её обучение:

— Сейчас заключаю договор на опла­ту курсов в школе журналистики. В пер­спективе планирую оплатить несколько курсов для подготовки к ЕГЭ, тематиче­ские образовательные курсы по инте­ресной для меня программе и вождение.

Для творческой молодёжи

Среди грантовых региональных кон­курсов есть и такие, которые объединяют людей, увлечённых искусством. Он на­зывается «М.Арт». Чтобы участвовать в нём, нужно быть гражданином РФ в воз­расте от 14 до 30 лет и постоянно прожи­вать в Белгородской области. Существует 12 номинаций: арт-индустрия, исполни­тельское искусство, музыка, литература, фотография, видеопродакшн, дизайн, мода, архитектура, культурное наследие, народные промыслы и информационные технологии/видеоигры. Участникам нужно пройти несколько этапов: подача заявок, самопрезентация, установочная сессия и выполнение творческих работ, защита проектов и, наконец, награждение побе­дителей. Наша Елизавета стала призё­ром конкурса в номинации «Литература», выиграв 300 тысяч рублей.

Сейчас благодаря этому гран­ту школьница реализует проект «Метки#Белгород», который занял по­чётное второе место, он направлен на сохранение через классические и совре­менные медиа исторической памяти о местах оккупации Белгородчины.

— Я совместно с Александрой Корот­ких, ученицей Корочанской школы, актив­но занимаюсь его реализацией: провожу журналистское расследование, работаю в архиве, готовлю лонгриды, пишу путе­вые заметки. Впереди выпуск сборника и проведение ряда тематических встреч, — рассказывает Лиза.

В рамках работы над реализацией проекта девушка написала несколь­ко материалов, в основу которых были взяты истории шести объектов памяти оккупации Белгородчины: Парк Победы, Камышитовый завод, железнодорожный вокзал, тюрьма для мирных жителей, лагерь для военнопленных и виселица на Базарной площади. «М.Арт» был пер­вым конкурсом, где девушка получила грантовые средства, так что заполнять документы и различные договоры при­шлось впервые.

— Когда я начала закупать оборудова­ние, заключать договоры, было немного страшно — у меня не было опыта в дан­ной сфере. Честно говоря, я очень нерв­ничала, подписывая первый договор на выполнение работ по дизайну меток и сборника. Спасибо моему наставнику — Анастасии Александровне Долиненко — за помощь, советы и поддержку, а также моим родителям, которые всегда рядом. Это очень важно, когда ты не один. Хочу выразить благодарность и представите­лям министерства молодёжной полити­ки нашей области — они всегда на связи, подскажут, согласуют, направят, — отме­чает Лиза.

Благодаря участию в региональных конкурсах и проектах только за этот год девушка побывала на Байкале, получила именную стипендию главы администра­ции города Белгорода, посетила три дет­ских центра на Чёрном море — «Смену», «Сириус» и «Артек» с их образователь­ными программами и тематическими сменами, а ещё отважилась шагнуть на ступеньку выше и стала призёром уже Всероссийского конкурса «Большая пе­ремена», выиграв ещё 100 тысяч рублей.

— Это было непросто, но я справи­лась. Да, 100 тысяч рублей — не 200, но не это ли значит, что в следующем году я учту все ошибки и сделаю всё по мак­симуму? Для меня конкурс «Большая перемена» дал возможность проявить себя, показать свои знания и навыки, а также научиться работать в команде. Потому что главное в конкурсе — не толь­ко шанс получить ценные призы и по­дарки, но и незабываемые впечатления и воспоминания. Это своеобразная про­верка на прочность, выносливость, кре­ативность, умения идти на компромисс и добиваться своей цели. И я хочу сказать огромное спасибо организаторам за предоставленную возможность поуча­ствовать в конкурсе и пройти эту провер­ку в первую очередь для себя, понять, что я могу, умею и к чему я хочу идти и стремиться. Я уверена: всё получится! Всё лучшее ещё впереди! — уверена она.

Лиза продолжает жить своими проек­тами, у неё есть несколько идей, и сей­час она готовит новую заявку на гранто­вый конкурс. А для новичков в проектной деятельности у девушки есть маленький совет:

— В нашей необъятной галактике сия­ет множество звёзд. Некоторые светят настолько ярко, что их видно издале­ка. И ты — тоже звёздочка! И то, как ты будешь сиять, зависит только от тебя! Верь в свои силы, и всё обязательно получится! И ещё: будь неравнодуш­ным. Потому что только неравнодушные люди могут менять мир. И тогда мы, все вместе сделаем жизнь нашего региона лучше!

 

Ульяна УЛАНСКАЯ
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЕЛИЗАВЕТЫ ЖУКОВОЙ

Exit mobile version