В 15 лет эта девушка уже является обладательницей полумиллиона рублей, которые она потратит на свое образование, а также других средств на реализацию своих проектов, которые она получила благодаря участию в грантовых конкурсах. На примере её истории я хочу рассказать о том, как проектная инициатива школьника может превратиться в более чем реальную вещь.
Проекты в жизни школьника
Создание проектов — часть учебной деятельности в школах и вузах. Девятиклассники и десятиклассники создают проекты под руководством учителей, которые рекомендуют выбирать тему согласно своим интересам и будущей профессии.
— Да, зачем мне вообще нужно делать этот проект? Мне это в жизни никак не поможет! — услышала я как-то от своей одноклассницы.
Лиза Жукова явно не согласилась бы с ней. Проектное мышление помогает ей и в обычной жизни.
— Это уже стало своеобразным образом мысли: способность видеть социальные проблемы и предлагать методы и идеи для их решения. Такое аналитическое сканирование текущей реальности. Ты не боишься быть первым в этом направлении, предлагать, обосновывать свои проекты. Ты учишься работать и коммуницировать с людьми, правильно выражать свои мысли. У тебя есть цель, и ты упорно идёшь к ней. Это, по сути, мышление успешного человека. И поэтому это не может не пригодиться в нашей жизни, — считает Лиза.
Проект — это не скучная теория в файле, а идея, которая может стать делом всей жизни и быть полезной для людей не только города или региона, но и всей страны. А от задумки до реализации один шаг — и это вопрос денежных средств. Возникает вопрос: «А где простому школьнику взять деньги? Ведь для проекта требуются не самые маленькие вложения». Ответ на это — участие в грантовом конкурсе. Конкурсы варьируются по масштабу от всероссийских до региональных. И начать следует именно с последних.
Время возможностей — «Время 31-х»
«Время 31-х» — областной конкурс социально значимых проектов. Главная его особенность в том, что его инициаторами и организаторами стали обычные белгородские школьники. Вячеслав Гладков поддержал их идею, и вот уже третий сезон яркие и творческие учащиеся 5 — 10 классов и студенты СПО создают и реализуют свои социально значимые проекты на региональные средства. На дистанционном этапе участники снимают видеовизитку о себе, своих увлечениях и достижениях, проходят ряд тематических тестов на платформе конкурса и, наконец, подают свою проектную идею по выбранному направлению. После отбора экспертами самых творческих и социально обоснованных идей в очном формате проходит финал для младшей категории школьников (5 — 7 классы) и полуфинал для старших: учащихся 8 — 10 классов и студентов СПО. Главное на этом этапе — подготовка и защита командного проекта. 100 абсолютных победителей конкурса среди участников младшей категории награждаются путёвками в санаторий «Бригантина «Белогорье» на профильную смену «Время 31-х».130 человек из старшей категории участников допускаются к заключительному этапу конкурса «Финальный аккорд», который тоже проходит на берегу Чёрного моря. Здесь экспертами из профильных министерств и ведомств определяются 4 команды победителей. Две получают по 500 тысяч на реализацию проекта, а другие две становятся абсолютными победителями и получают по миллиону рублей на реализацию проекта, а также по 500 тысяч рублей на каждого участника команды, которые можно потратить на своё образование. В этом году команда Лизы стала абсолютным победителем.
— Хочу отметить, что важными условиями для победы являются не только навыки проектной работы. Огромное значение имеет и дружная, сплочённая команда, а также поддержка опытных наставников. Нам очень повезло: каждый из участников нашей команды очень творческий и активный человек, который заинтересован в общем результате и умеет идти на компромисс. А сотрудники регионального Центра выявления и поддержки одарённых детей «Алгоритм успеха» всегда были рядом, помогали и поддерживали. В какой-то степени за два года участия в конкурсе они стали не только наставниками, но и близкими людьми. И я очень благодарна им за это, — отмечает девушка.
Воплощение идеи
В сентябре началась работа над реализацией проекта. Он называется «Прошлое. Настоящее. Будущее», направлен на сохранение памяти о Великой Отечественной войне, формирует патриотические ценности и поднимает престиж военной профессии. К первому сентября 2025 года планируется создать и выпустить три документальных фильма, героями которых станут ветераны Великой Отечественной войны, участники специальной военной операции и молодёжь, получающая военную специальность.
За реализацией денежных средств, как и в любом грантовом конкурсе, осуществляется контроль. Целевое использование денег на осуществление проекта подтверждается отчётными документами: договорами и актами. Абсолютные победители конкурса два раза в год предоставляют материалы, подтверждающие факт использования денежных средств или хранения их на банковском счёте: выписки из банка, копии договоров.
Лиза поделилась тем, как она распоряжается деньгами, выданными на её обучение:
— Сейчас заключаю договор на оплату курсов в школе журналистики. В перспективе планирую оплатить несколько курсов для подготовки к ЕГЭ, тематические образовательные курсы по интересной для меня программе и вождение.
Для творческой молодёжи
Среди грантовых региональных конкурсов есть и такие, которые объединяют людей, увлечённых искусством. Он называется «М.Арт». Чтобы участвовать в нём, нужно быть гражданином РФ в возрасте от 14 до 30 лет и постоянно проживать в Белгородской области. Существует 12 номинаций: арт-индустрия, исполнительское искусство, музыка, литература, фотография, видеопродакшн, дизайн, мода, архитектура, культурное наследие, народные промыслы и информационные технологии/видеоигры. Участникам нужно пройти несколько этапов: подача заявок, самопрезентация, установочная сессия и выполнение творческих работ, защита проектов и, наконец, награждение победителей. Наша Елизавета стала призёром конкурса в номинации «Литература», выиграв 300 тысяч рублей.
Сейчас благодаря этому гранту школьница реализует проект «Метки#Белгород», который занял почётное второе место, он направлен на сохранение через классические и современные медиа исторической памяти о местах оккупации Белгородчины.
— Я совместно с Александрой Коротких, ученицей Корочанской школы, активно занимаюсь его реализацией: провожу журналистское расследование, работаю в архиве, готовлю лонгриды, пишу путевые заметки. Впереди выпуск сборника и проведение ряда тематических встреч, — рассказывает Лиза.
В рамках работы над реализацией проекта девушка написала несколько материалов, в основу которых были взяты истории шести объектов памяти оккупации Белгородчины: Парк Победы, Камышитовый завод, железнодорожный вокзал, тюрьма для мирных жителей, лагерь для военнопленных и виселица на Базарной площади. «М.Арт» был первым конкурсом, где девушка получила грантовые средства, так что заполнять документы и различные договоры пришлось впервые.
— Когда я начала закупать оборудование, заключать договоры, было немного страшно — у меня не было опыта в данной сфере. Честно говоря, я очень нервничала, подписывая первый договор на выполнение работ по дизайну меток и сборника. Спасибо моему наставнику — Анастасии Александровне Долиненко — за помощь, советы и поддержку, а также моим родителям, которые всегда рядом. Это очень важно, когда ты не один. Хочу выразить благодарность и представителям министерства молодёжной политики нашей области — они всегда на связи, подскажут, согласуют, направят, — отмечает Лиза.
Благодаря участию в региональных конкурсах и проектах только за этот год девушка побывала на Байкале, получила именную стипендию главы администрации города Белгорода, посетила три детских центра на Чёрном море — «Смену», «Сириус» и «Артек» с их образовательными программами и тематическими сменами, а ещё отважилась шагнуть на ступеньку выше и стала призёром уже Всероссийского конкурса «Большая перемена», выиграв ещё 100 тысяч рублей.
— Это было непросто, но я справилась. Да, 100 тысяч рублей — не 200, но не это ли значит, что в следующем году я учту все ошибки и сделаю всё по максимуму? Для меня конкурс «Большая перемена» дал возможность проявить себя, показать свои знания и навыки, а также научиться работать в команде. Потому что главное в конкурсе — не только шанс получить ценные призы и подарки, но и незабываемые впечатления и воспоминания. Это своеобразная проверка на прочность, выносливость, креативность, умения идти на компромисс и добиваться своей цели. И я хочу сказать огромное спасибо организаторам за предоставленную возможность поучаствовать в конкурсе и пройти эту проверку в первую очередь для себя, понять, что я могу, умею и к чему я хочу идти и стремиться. Я уверена: всё получится! Всё лучшее ещё впереди! — уверена она.
Лиза продолжает жить своими проектами, у неё есть несколько идей, и сейчас она готовит новую заявку на грантовый конкурс. А для новичков в проектной деятельности у девушки есть маленький совет:
— В нашей необъятной галактике сияет множество звёзд. Некоторые светят настолько ярко, что их видно издалека. И ты — тоже звёздочка! И то, как ты будешь сиять, зависит только от тебя! Верь в свои силы, и всё обязательно получится! И ещё: будь неравнодушным. Потому что только неравнодушные люди могут менять мир. И тогда мы, все вместе сделаем жизнь нашего региона лучше!
Ульяна УЛАНСКАЯ
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЕЛИЗАВЕТЫ ЖУКОВОЙ