Сразу два рекорда
Начальник Белгородского кадрового центра Татьяна Ивлева, рассказывая об актуальных потребностях рынка и его изменениях за последние три-пять лет, отмечает сразу два рекордных показателя. Во-первых, по состоянию на конец октября на учёте в городской службе занятости числятся всего 298 (!) человек, официально признанных безработными, тогда как от работодателей в учреждение поступило свыше 13 тысяч заявок на открытые вакансии. Дисбаланс критический, и как стабилизировать положение, сказать пока сложно. Вторую рекордную цифру сотрудники центра зафиксировали в первый пандемийный год, когда в службу занятости обратилось свыше десяти тысяч горожан.
— Вот вам и ответ на ваш вопрос, какова в целом ситуация на рынке труда Белгорода. Для соискателей она сейчас кажется благоприятной, потому что выбор вакансий огромен, работодателям же действительно приходится тяжело: потенциальных кандидатов катастрофически мало. У нас в хорошие времена меньше двух тысяч человек на учёте никогда не состояли, и вдруг такие крайности, — разводит руками Татьяна Ивлева. — Представьте: уровень безработицы в Белгороде составляет сегодня 0,1 %, в пандемию был на отметке около 3 %.
Тот период, когда коронавирусная инфекция косила в том числе и трудоспособное население, специалисты кадрового центра вспоминают как чрезвычайную ситуацию. Звенья злополучной цепочки выстраивались стремительно, и каждое новое выглядело ужаснее предыдущего: смертность, изоляция, удалёнка, закрытие малых предприятий, массовое высвобождение рабочих мест… С марта ежедневно в кадровый центр обращалось не менее 40-50 человек. В общей сложности до конца года обратилось более десяти тысяч человек, оставшихся без источников дохода. Приходилось быстро реагировать на изменившуюся обстановку и срочно принимать меры. А позже начались специальная военная операция и последовавшая за ней частичная мобилизация, вступили в силу западные санкции…
— Разумеется, появились вакантные места там, где работали мужчины, плюс расширился перечень должностей и увеличилось количество вакансий на предприятиях ОПК, — объясняет Татьяна Ивлева. — По решению работодателей некоторые специальности, на которых трудились мужчины, заняли женщины. Мы также рекомендовали руководителям компаний искать не только новые кадры, но и обратиться к тем, кто когда-то работал у них и уволился в силу возраста или по состоянию здоровья. Понимая, что последние за это время могли утратить профессиональные навыки, предложили им пройти бесплатные курсы дополнительного профобразования или переквалификации.
Где рабочий класс?
Какие профессии и должности наиболее востребованы в Белгороде? Начальник отдела по работе с работодателями Белгородского кадрового центра Ольга Мерзликина говорит, что в первую очередь это неквалифицированные кадры: рабочие по благоустройству населённых пунктов, уборщики производственных помещений, разнорабочие, сборщики грузов, укладчики-упаковщики, подсобные рабочие…
— Не хватает нам и квалифицированных кадров — водителей автомобиля, электрогазосварщиков, маляров, монтажников, поваров, слесарей-ремонтников, плотников, токарей, фрезеровщиков, вальцовщиков, операторов станков с ЧПУ, — продолжает тему Ольга Владимировна. — Остро стоит вопрос и с ИТР, медицинскими работниками, IT-специалистами.
— Даже в хорошие времена на рынке труда постоянно чувствовался острый дефицит специалистов рабочих профессий. Почему их всегда не хватает? — интересуюсь у своих собеседниц.
— Думаю, здесь может быть несколько причин, — отвечает Татьяна Ивлева. — Во- первых, молодые люди после 9 класса не всегда самостоятельно и осознанно выбирают будущую работу, нередко им «помогают» определиться родители, а отучившись один курс, ребята понимают, что не хотят связывать жизнь с этой профессией. Во-вторых, посмотрите, кто в основном учится в ссузах — мальчишки! После окончания училища они, естественно, призываются в армию, и спустя год службы возвращаются на гражданку с другими взглядами и планами: поступить в вуз, например, или устроиться на более высокооплачиваемую работу.
Ситуация, к сожалению, не меняется годами, несмотря на то, что сотрудники кадрового центра регулярно проводят профориентационные мероприятия — «Парад профессий», «Карьерный старт», Дни открытых дверей, где рассказывают молодым белгородцам о востребованных профессиях, о возможностях службы занятости, о предприятиях, готовых трудоустроить их после окончания ссуза, причём иногда с участием самих работодателей. В кадровом центре активно используется полезная программа «Первое рабочее место», предназначенная для выпускников ссузов и вузов. Благодаря ей они на два месяца устраиваются на предприятия и в течение указанного срока кроме зарплаты получают материальную поддержку кадрового центра. Заодно оценивают условия труда. Да и работодатели присматриваются к новичкам: возможно, спустя два месяца руководители пожелают видеть их в штате на постоянной основе.
— А потом часть ребят предпочитает колесить курьерами в службах доставки или зарабатывать на жизнь в интернете, — с сожалением резюмирует Ольга Мерзликина.
В ТЕМУ
Проблему нехватки рабочих профессий можно и нужно решать ещё в школе, в раннем возрасте, причём важно не просто рассказывать мальчишкам о преимуществах работы на производстве, по и показывать, заинтересовывать, а лучше — вовлекать в производственный процесс прямо на уроках труда. Так они смогут сделать осознанный — не по настоянию родителей — выбор будущей профессии в пользу рабочей специальности. Именно так поступили в средней школе № 28. Мэр Белгорода Валентин Демидов в своём телеграм-канале недавно сообщил о том, что учащиеся этой школы на уроках труда получают азы рабочих профессий благодаря созданному на базе учебного заведения «Детскому заводу» — целому образовательному комплексу с производственным оборудованием.
«Учащиеся знакомятся со всеми этапами производства, начиная с написания специальных программ. «Детский завод» состоит из условных цехов — трудятся ребята, конечно, в одном классе, — написал глава администрации города.
— Все процессы они изучают на примере производства барашкового винта. В литейном цехе учащиеся отливают само крепёжное изделие. В цехе обработки материала дорабатывают его на токарном и фрезерном станках. В цехе сортировки отсеивают брак.
На «заводе» действует и цех электромонтажных стендов, где ребята собирают электроцепи, а в цехе лазерной обработки материала на специальном станке создают изделия из фанеры и картины.
Такой «Детский завод» помогает учащимся знакомиться с навыками разных профессий — попробовать себя в роли токарей, фрезеровщиков, операторов станков ЧПУ, инженеров-технологов. Дети изучают основы электромонтажа и мехатроники, учатся управлять сложными роботизированными рабочими линиями», — сообщил далее Валентин Демидов.
«Заводов» в Белгороде пока два, но подобные образовательные комплексы, по словам мэра, будут запускаться и в других учреждениях. А пока предприятия сами пытаются решать вопрос подготовки будущих кадров, предлагая свои программы ранней профориентации, а также привлекательные условия для студентов и выпускников. О том, в каких рабочих профессиях и на каких предприятиях можно достичь успеха в Белгороде — в нашем спецпроекте «Дело мастера боится».
Кто желает потрудиться?
— Мне 50 и я безработный. Что предложите, Татьяна Владимировна? — предлагаю смоделировать ситуацию. — Не староват ли я для поиска работы?
— Отнюдь. Прекрасный возраст для возобновления карьеры, — убеждает начальник кадрового центра. — Мы поможем составить конкурентоспособное резюме или адаптировать его под нужную вакансию, научим пользоваться популярными интернет-порталами по поиску работы и грамотно задавать параметры поиска вакансий. Или предложим альтернативные формы трудоустройства — оформить самозанятость, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, заключить соцконтракт, если вы относитесь к категории малоимущих граждан.
— Всё не то, — «капризничаю» я. — Оператором БПЛА, допустим, хочу стать. Можно?
— Без проблем. В рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» в 2024 году у нас представлены бесплатные курсы по направлениям: «Оператор беспилотных летательных аппаратов мультироторного типа», «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем» и «Оператор наземных средств управления БПЛА». Выбирайте.
Пока я думаю, Татьяна Ивлева рассказывает потрясающую историю трудоустройства молодого белгородца — инвалида 3 группы по слуху, состоявшего на учёте в кадровом центре. Из-за своего заболевания парню было трудно найти подходящую работу, он комплексовал, испытывал неуверенность в том, что сможет освоить какую-либо специальность и влиться в коллектив. Даже с закреплённым за ним консультантом центра общался с помощью записок, что доставляло немало хлопот обеим сторонам. Но терпение и труд, как известно, всё перетрут.
— В Белгороде есть предприятие ООО «Промоп», куда мы сопроводили нашего героя на собеседование, и позже его приняли в штат, — рассказывает Татьяна Ивлева. — За ним на предприятии также закрепили наставника, который в течение двух месяцев постоянно находился рядом с новичком, помогал, подсказывал, учил. Парню так понравилось, что со временем улетучились все страхи и комплексы: он самоутвердился, он в обществе, он зарабатывает. А потом позвал на предприятие друга — тоже инвалида. И теперь они трудятся вместе.
Подобных историй в арсенале специалистов кадрового центра немало. Для людей с ограниченными возможностями здоровья они организуют специализированные ярмарки вакансий, содействуют в трудоустройстве по программам временной занятости, направляют на обучение или курсы повышения квалификации, оказывают услуги по психологической и социальной реабилитации. Приятный бонус: инвалиды, помимо зарплаты от работодателя, получают ещё и материальную поддержку за счёт региональных средств как люди, испытывающие трудности в поиске работы.
… — Назовите свои сильные стороны, — просит кадровик кандидата на собеседовании.
— Настойчивость.
— Спасибо, мы с вами свяжемся.
— Я подожду здесь.
Кадры по-прежнему решают всё. Главное — желание, целеустремлённость и настойчивость, как в анекдоте выше. И кадровый центр вам в помощь, если возникнут трудности.
Владимир ПИСАХОВ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА