Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» заменил в школьном расписании всем известный ОБЖ. На этой неделе по расписанию такой урок проходил у одиннадцатиклассников седьмой школы. Темы здесь обсуждаются самые актуальные. Как распознать беспилотник? Что делать в случае атаки дрона? Они ребятами уже изучены. Сейчас речь идёт о безопасности.
— Теорию закрепили, переходим к практике. Расскажите, чем занимались на прошлом уроке? Что изучали? — говорит учитель.
— На прошлом уроке мы проходили первую помощь. А именно: жгутование конечностей человека — рук и ног. И я могу вам это сейчас продемонстрировать, — отвечает школьник.
Мастерски, буквально как опытный преподаватель Тимофей рассказывает и показывает, чему научился.
— Как понять, хорошая ли жгутовка? Проверяем, можно ли просунуть палец. Если не получается, то всё — конечность мы перетянули, — поясняет он.
Записываем точное время наложения жгута — и готово. На уроке пока просто «пятёрка», а в реальной чрезвычайной ситуации — спасённый человек.
— У нас летают БПЛА, ракетная опасность, обстрелы. Люди имеют ранения. А оказать первую помощь до приезда врачей — это очень важно, так как цена времени в этом случае — жизнь, — говорит преподаватель ОБЗР средней школы № 7 Василий Гальченко.
Василий Иванович — майор. За плечами у него 23 года службы в Вооружённых Силах России. И кому, как не ему, преподавать Основы безопасности и защиты Родины. Что же касается предмета ОБЗР, то относятся к нему ребята с полной серьёзностью.
— Я считаю его одним из важных предметов. Поскольку здесь мы получаем знания о том, что действительно важно для нашей жизни. В том числе для нашей безопасности, — уверена Анастасия Рышкова.
— В будущем я хочу связать свою жизнь с военной сферой, а именно — стать военным инженером. И данный предмет помогает мне освоить базовые вещи, которые необходимо знать всем людям, — говорит Тимофей Воронин.
Привычные темы ОБЖ, такие, как пожарная безопасность и Правила дорожного движения, остались в программе. Принципиально новое в ней теперь — секция «Военная подготовка. Основы военных знаний», над наполнением которой трудились представители Минобороны.
А в сорок пятой школе у семиклассников прошли уроки труда.
Думаете, кулинария — женское дело? Можем с вами поспорить, ведь уже в юном возрасте белгородские мальчишки учатся помогать маме на кухне. И признаются, что им это нравится.
На уроках труда девочки и мальчики не только готовят, но и шьют, работают с инструментами — всё это обязательно пригодится им в быту.
— Мы приготовили салатик — обычный, повседневный. Заправили маслом, — наперебой делятся ученики седьмого класса.
Такое кулинарное шоу — теперь часть уроков труда. Причём получают от него удовольствие не только девочки.
— Очень нравится готовить! Особенно по дому помогать маме, что-нибудь вкусное сделать, — увлеченно рассказывает Виктор Перемышленников.
— Лучшие повара всегда мужчины. Как и во всём мире. Поэтому ребята с удовольствием это делают. И не хуже девочек, даже что-то интереснее придумывают, — уверена учительница труда школы № 45 Наталья Стрекозова.
Ещё один важный навык в хозяйстве — шитьё. Немного мастерства, усердия — и получается ночнушка.
— Я буду мамой и хорошей хозяйкой. Это надо уметь. И в доме, если какая-то вещь порвалась или что-то случилось, то надо зашить, — говорит Ульяна Шварёва.
А если что-то сломалось? Или, например, нужно прикрепить полку к стене? И этому научат! Ребята как раз делают крепёжный мебельный уголок. Слесарной ножовкой режут металл.
— Изначально я пытался как-то дома изучить этот материал, но в основном познавал в школе. Нам рассказывали, и было очень интересно, — считает Илья Банников.
На занятиях труда мальчишки могут приобрести очень важные знания. Например, своими руками могут сделать скалку. Точнее, с помощью токарного станка.
У Ильи справляться с инструментом выходит хорошо. Он не просто занимается, а старается для мамы.
— Когда делаешь всё сам, получается надёжнее. Ну, ещё и маме будет приятно то, что ты подарил ей полезную вещь, которую сделал своими руками, — делится Илья Зюкин.
— Освоить всё это дома очень сложно. Поэтому хотя бы в школе хочется, чтобы они научились элементарно забить гвоздь, закрепить какой-то предмет на стене, отремонтировать шкафчик. Надо уметь выполнять хотя бы самые простейшие работы, — говорит учитель труда сорок пятой школы Николай Московченко.
На уроках есть место и современным технологиям. Робототехника, 3D-моделирование тоже входят в учебный процесс. В этом году труды стали обязательными. Два часа в неделю в 5 — 7-х классах и один — в 8 — 9-х. Так что выпускники и выпускницы точно выйдут из школы как минимум с хорошими навыками по хозяйству. Или соберут робот-пылесос.
Алина КОРЧАГИНА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА