— Почему вы выбрали направлением своей деятельности науку?
Дамир Тагиров: Думаю, мне просто повезло. В юности я мечтал выбрать перспективную профессию. После школы поступил в технический вуз. После второго курса нам предложили на выбор: пойти на практику на завод либо в научно-исследовательский институт. Сразу предупредили, что заниматься наукой довольно сложно. Решил пойти, где тяжелее всего. Когда пришли на практику, куратор взял за руку, и мы пошли ставить первый научный эксперимент. Прозвучал взрыв и в результате образовался новый материал — композит титан- алюминий. Это укрепило моё желание попасть в научную среду и предопределило всю дальнейшую деятельность.
Татьяна Резниченко: Моя профессиональная деятельность не сразу привела меня в науку. Но, попробовав раз, уйти я уже не смогла. Мне нравится синхронизировать потребности жизни в инновациях с возможностями наших учёных. Зачастую есть много разработок, которые так и остаются только на бумаге. Попробовала раз состыковать изобретения с потребностями, внедрив научную разработку, и мне этим понравилось заниматься. Решила остаться в этой сфере. Но отмечу, что для того чтобы быть в науке, необязательно быть учёным. Роли разные: управленческая сфера, непосредственно научные исследования, технологическое предпринимательство, то есть определение места разработке в стартап-проекте.
— Чем занимается НИУ «БелГУ» в научной сфере?
Т.Р.: На базе нашего университета проводятся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования. Приоритетными направлениями являются материаловедение, инженерия, генные и биотехнологии, а также природопользование. Спектр исследований весьма широк, но значимый научный задел достигнут именно по перечисленным направлениям.
— Какие задачи решает инжиниринговый центр университета?
Д.Т.: Университет занимается преимущественно фундаментальными исследованиями. Инжиниринговый центр представляет собой своеобразный хаб, который является связующим звеном между вузом и предприятиями из сектора реальной экономики. По сути, мы занимаемся прикладной наукой. Центр решает вопросы коммуникации между научными разработками и реальным производством. Далеко не всегда это удаётся сделать напрямую. Порой приходится убеждать индустриальных партнёров, что им в производство просто необходимо внедрять научные разработки.
В инжиниринговый центр входит ряд научно-исследовательских лабораторий, которые работают по многим направлениям. Мы пытаемся продать результаты труда учёных университета. Думаю, у нас это неплохо получается.
— Татьяна, расскажите, пожалуйста, какие перспективные разработки есть у учёных университета.
Т.Р.: У нас есть ряд разработок мирового уровня в области материаловедения и генетики. Широко представлены наши сотрудники в федеральных исследовательских программах. Например, ФНТП «Генетическая технология», в рамках которой проводятся исследования животных с заболеваниями человека. Разрабатываются генные лекарства для лечения редких заболеваний. Кроме того, изготавливаются ранозаживляющие препараты поверхностного действия. Что касается животных, то огромный комплекс молекулярно-генетических исследований направлен на определение родословной и генетических отклонений. География таких исследований охватывает регионы страны от Калининграда до Новосибирска. В части растений наработана значительная база по их воспроизводству с различными генетическими модификациями. Например, учёными университета выведены северные технические сорта винограда для производства вина. Кроме того, разработан способ деалкоголизации вина, после чего оно может использоваться для лечения почек, а также в качестве постковидного средства. Это изобретение имеет большой потенциал для использования в медицине. По направлению природопользования университетом реализуются НИОКР на предприятиях горно-металлургического кластера. Создан первый в регионе карбоновый полигон. Он расположен на территории ботанического сада НИУ «БелГУ». Полигон позволяет отследить углеродный след, так называемые «парниковые выбросы». Кроме того, создана первая в области карбоновая ферма на площадке одного из наших индустриальных партнёров. Имеется опыт реализации фитоочистных сооружений. Речь идёт об очистке шахтных вод с помощью растений.
Д.Т.: Инжиниринговый центр создал по заказу отечественных стоматологов импортонезависимый зуботехнический сплав. В настоящее время он проходит испытания и вскоре начнётся его широкое применение. Мы на этом не остановились и создали сплав в виде наноразмерного порошка, который позволяет на 3D-принтере печатать импланты для вживления в челюстную кость.
Сотрудники центра занимаются аттестацией авиационных сплавов, а также участвуют в программах по разработке газотурбинных двигателей. Результаты этой деятельности не ограничиваются регионом, а распространяются на всю Россию.
— Трансфер технологий и наукоёмкое предпринимательство. Что это такое?
Т.Р.: Это две различные модели реализации научных разработок. При трансфере технологий способ производства разрабатывается в университете, а затем на договорных условиях передаётся индустриальному партнёру. При этом может быть постпроектное сопровождение. Инжиниринг полного цикла (от идеи до внедрения «под ключ») может осуществляться для всех разработок университета. Это делает наш вуз конкурентоспособным на рынке технологических услуг. Трансфер технологии предполагает её разработку и передачу индустриальному партнёру.
При технологическом предпринимательстве роль учёных иная. Они самостоятельно внедряют свои разработки в производство с учётом экономической составляющей. Для этого привлекаются специалисты различных компетенций.
В университете развиваются обе модели. Мы активно занимаемся передачей технологий, и на платформе университета развивается венчурное предпринимательство. Для поддержки инновациям предоставляются грантовые средства на реализацию стартап- проектов. В настоящее время у нас реализуются тридцать таких проектов на общую сумму 24 миллиона рублей. Как правило, ими занимаются молодые исследователи и предприниматели, а также студенты старших курсов. Мы осуществляем сопровождение таких проектов и оказываем молодым исследователям всемерную поддержку.
— Насколько важны эксперименты и как они проводятся?
Д.Т.: Эксперименты являются частью научной работы. Разрабатывается гипотеза, на основании которой разрабатывается модель и создаётся опытный образец, свойства которого проверяются. На основании этого делается вывод о правильности гипотезы.
Некоторые созданные материалы изначально имели лишь одно применение. После изучения их свойств с учётом математических моделей открывается более широкое поле использования. Например, мы длительное время занимались разработкой сталей нового поколения для сельхозмашиностроения. После их испытания стало ясно, что эти марки могут успешно применяться и в других отраслях. Без эксперимента нет науки.
— Какая поддержка оказывается молодым исследователям?
Т.Р.: Университет оказывает им, как потенциалу науки, целый ряд мер поддержки. Вуз предоставляет молодым исследователям индивидуальные внутренние гранты на сумму до полумиллиона рублей. У нас проводится конкурс «Умник БелГУ». Кроме того, существуют гранты для молодёжных технологических команд. Они предполагают создание исследовательской лаборатории. Размер такого гранта на реализацию молодёжного проекта — до пяти миллионов рублей. К этому надо добавить меры по развитию компетенций молодых исследователей, в том числе научные стажировки. Мы озаботились привлечением молодых кадров извне. Университет запустил конкурс «Постдок НИУ «БелГУ» на предоставление индивидуальных исследовательских грантов. Принимаются заявки от людей в возрасте до 35 лет, имеющих степень кандидата наук и не имеющих трудовых отношений с нашим университетом. Таким образом мы стараемся привлечь талантливых молодых исследователей. Возлагаем на них большие надежды. На время выполнения исследовательского проекта молодым учёным выделяется заработная плата в размере от 100 до 150 тыс. рублей. Кроме того, им гарантируется трудоустройство и решение вопроса по предоставлению жилья.
— Какая тенденция с молодыми учёными?
Д.Т.: В связи с оперативной обстановкой кадровый потенциал несколько дестабилизировался. Молодых исследователей старается привлечь и инжиниринговый центр. У нас есть специализированные кафедры, которые готовят специалистов, а мы даём им дополнительные компетенции. Работаем со студентами, начиная с третьего-четвёртого курсов. За последние пятнадцать лет мы подготовили несколько учёных, признанных в масштабах страны и за рубежом. Одним из них является молодой учёный Роман Мишнёв. Он удостоен премии посла Китая. Роману удалось создать новую сталь для энергетического машиностроения.
— Как развивается в университете наука в нынешней непростой оперативной обстановке?
Т.Р.: Близость к зоне проведения СВО накладывает свой отпечаток. Это касается обеспечения безопасности, волонтёрской деятельности, обучения оказанию первой помощи. Вся эта новая реальность стимулирует к сплочению. Мы выполним обязательства, взятые по государственным программам и по договорам с индустриальными партнёрами. Появляются новые исследовательские кадры и новые идеи. Наука живёт и развивается.
— Каковы планы университета на будущее?
Т.Р.: НИУ «БеГУ» является системообразующим. Он всегда выполнял в регионе роль драйвера инноваций. Сейчас нам надо сохранить и преумножить его роль в различных отраслях экономики.
Беседовала Екатерина СКЛЯРЕНКО
ФОТО АНТОНА НЕКРАСОВА