На мировом уровне

Наука позволяет создавать разработки, которые изменяют нашу жизнь. Какие научные успехи достигнуты в Белгороде и как они влияют на развитие региона и всей страны? Об этом рассказали проректор по науке и инновациям НИУ «БелГУ» Татьяна Резниченко и директор инжинирингового центра НИУ «БелГУ» Дамир Тагиров.

На мировом уровне

— Почему вы выбрали направлени­ем своей деятельности науку?

Дамир Тагиров: Думаю, мне просто повезло. В юности я мечтал выбрать перспективную профессию. После шко­лы поступил в технический вуз. После второго курса нам предложили на вы­бор: пойти на практику на завод либо в научно-исследовательский институт. Сразу предупредили, что заниматься на­укой довольно сложно. Решил пойти, где тяжелее всего. Когда пришли на прак­тику, куратор взял за руку, и мы пошли ставить первый научный эксперимент. Прозвучал взрыв и в результате образо­вался новый материал — композит титан- алюминий. Это укрепило моё желание попасть в научную среду и предопреде­лило всю дальнейшую деятельность.

Татьяна Резниченко: Моя профес­сиональная деятельность не сразу при­вела меня в науку. Но, попробовав раз, уйти я уже не смогла. Мне нравится синхронизировать потребности жизни в инновациях с возможностями наших учёных. Зачастую есть много разрабо­ток, которые так и остаются только на бумаге. Попробовала раз состыковать изобретения с потребностями, внедрив научную разработку, и мне этим понра­вилось заниматься. Решила остаться в этой сфере. Но отмечу, что для того чтобы быть в науке, необязательно быть учёным. Роли разные: управленческая сфера, непосредственно научные ис­следования, технологическое предпри­нимательство, то есть определение ме­ста разработке в стартап-проекте.

— Чем занимается НИУ «БелГУ» в научной сфере?

Т.Р.: На базе нашего университета проводятся фундаментальные, поиско­вые и прикладные исследования. Приоритетными направлениями являются материаловедение, инженерия, генные и биотехнологии, а также природополь­зование. Спектр исследований весьма широк, но значимый научный задел до­стигнут именно по перечисленным на­правлениям.

— Какие задачи решает инжини­ринговый центр университета?

Д.Т.: Университет занимается пре­имущественно фундаментальными ис­следованиями. Инжиниринговый центр представляет собой своеобразный хаб, который является связующим звеном между вузом и предприятиями из сек­тора реальной экономики. По сути, мы занимаемся прикладной наукой. Центр решает вопросы коммуникации между научными разработками и реальным производством. Далеко не всегда это удаётся сделать напрямую. Порой при­ходится убеждать индустриальных партнёров, что им в производство про­сто необходимо внедрять научные раз­работки.

В инжиниринговый центр входит ряд научно-исследовательских лабо­раторий, которые работают по мно­гим направлениям. Мы пытаемся продать результаты труда учёных уни­верситета. Думаю, у нас это неплохо по­лучается.

— Татьяна, расскажите, пожалуй­ста, какие перспективные разра­ботки есть у учёных университета.

Т.Р.: У нас есть ряд разработок миро­вого уровня в области материаловеде­ния и генетики. Широко представлены наши сотрудники в федеральных ис­следовательских программах. Напри­мер, ФНТП «Генетическая технология», в рамках которой проводятся исследо­вания животных с заболеваниями чело­века. Разрабатываются генные лекар­ства для лечения редких заболеваний. Кроме того, изготавливаются раноза­живляющие препараты поверхностного действия. Что касается животных, то огромный комплекс молекулярно-гене­тических исследований направлен на определение родословной и генетиче­ских отклонений. География таких ис­следований охватывает регионы страны от Калининграда до Новосибирска. В части растений наработана значитель­ная база по их воспроизводству с раз­личными генетическими модификациями. Например, учёными университета выведены северные технические сорта винограда для производства вина. Кро­ме того, разработан способ деалкого­лизации вина, после чего оно может использоваться для лечения почек, а также в качестве постковидного сред­ства. Это изобретение имеет большой потенциал для использования в медици­не. По направлению природопользова­ния университетом реализуются НИОКР на предприятиях горно-металлургиче­ского кластера. Создан первый в регио­не карбоновый полигон. Он расположен на территории ботанического сада НИУ «БелГУ». Полигон позволяет отследить углеродный след, так называемые «пар­никовые выбросы». Кроме того, создана первая в области карбоновая ферма на площадке одного из наших индустриаль­ных партнёров. Имеется опыт реализа­ции фитоочистных сооружений. Речь идёт об очистке шахтных вод с помощью растений.

Д.Т.: Инжиниринговый центр создал по заказу отечественных стоматологов импортонезависимый зуботехнический сплав. В настоящее время он проходит испытания и вскоре начнётся его широ­кое применение. Мы на этом не остано­вились и создали сплав в виде нанораз­мерного порошка, который позволяет на 3D-принтере печатать импланты для вживления в челюстную кость.

Сотрудники центра занимаются атте­стацией авиационных сплавов, а также участвуют в программах по разработке газотурбинных двигателей. Результаты этой деятельности не ограничиваются регионом, а распространяются на всю Россию.

— Трансфер технологий и науко­ёмкое предпринимательство. Что это такое?

Т.Р.: Это две различные модели реализации научных разработок. При трансфере технологий способ произ­водства разрабатывается в универси­тете, а затем на договорных условиях передаётся индустриальному партнёру. При этом может быть постпроектное со­провождение. Инжиниринг полного цик­ла (от идеи до внедрения «под ключ») может осуществляться для всех разра­боток университета. Это делает наш вуз конкурентоспособным на рынке техно­логических услуг. Трансфер технологии предполагает её разработку и передачу индустриальному партнёру.

При технологическом предпринима­тельстве роль учёных иная. Они само­стоятельно внедряют свои разработки в производство с учётом экономической составляющей. Для этого привлекаются специалисты различных компетенций.

В университете развиваются обе модели. Мы активно занимаемся пере­дачей технологий, и на платформе университета развивается венчурное предпринимательство. Для поддержки инновациям предоставляются гранто­вые средства на реализацию стартап- проектов. В настоящее время у нас реализуются тридцать таких проектов на общую сумму 24 миллиона рублей. Как правило, ими занимаются молодые исследователи и предприниматели, а также студенты старших курсов. Мы осуществляем сопровождение таких проектов и оказываем молодым иссле­дователям всемерную поддержку.

— Насколько важны эксперименты и как они проводятся?

Д.Т.: Эксперименты являются частью научной работы. Разрабатывается гипо­теза, на основании которой разрабаты­вается модель и создаётся опытный об­разец, свойства которого проверяются. На основании этого делается вывод о правильности гипотезы.

Некоторые созданные материалы из­начально имели лишь одно применение. После изучения их свойств с учётом математических моделей открывается более широкое поле использования. На­пример, мы длительное время занима­лись разработкой сталей нового поколе­ния для сельхозмашиностроения. После их испытания стало ясно, что эти марки могут успешно применяться и в других отраслях. Без эксперимента нет науки.

— Какая поддержка оказывается молодым исследователям?

Т.Р.: Университет оказывает им, как потенциалу науки, целый ряд мер под­держки. Вуз предоставляет молодым исследователям индивидуальные вну­тренние гранты на сумму до полумил­лиона рублей. У нас проводится конкурс «Умник БелГУ». Кроме того, существуют гранты для молодёжных технологиче­ских команд. Они предполагают созда­ние исследовательской лаборатории. Размер такого гранта на реализацию мо­лодёжного проекта — до пяти миллионов рублей. К этому надо добавить меры по развитию компетенций молодых иссле­дователей, в том числе научные стажи­ровки. Мы озаботились привлечением молодых кадров извне. Университет за­пустил конкурс «Постдок НИУ «БелГУ» на предоставление индивидуальных исследовательских грантов. Принима­ются заявки от людей в возрасте до 35 лет, имеющих степень кандидата наук и не имеющих трудовых отношений с нашим университетом. Таким образом мы стараемся привлечь талантливых молодых исследователей. Возлагаем на них большие надежды. На время вы­полнения исследовательского проекта молодым учёным выделяется заработ­ная плата в размере от 100 до 150 тыс. рублей. Кроме того, им гарантируется трудоустройство и решение вопроса по предоставлению жилья.

— Какая тенденция с молодыми учёными?

Д.Т.: В связи с оперативной обста­новкой кадровый потенциал несколько дестабилизировался. Молодых иссле­дователей старается привлечь и инжи­ниринговый центр. У нас есть специали­зированные кафедры, которые готовят специалистов, а мы даём им дополни­тельные компетенции. Работаем со сту­дентами, начиная с третьего-четвёртого курсов. За последние пятнадцать лет мы подготовили несколько учёных, признан­ных в масштабах страны и за рубежом. Одним из них является молодой учёный Роман Мишнёв. Он удостоен премии по­сла Китая. Роману удалось создать но­вую сталь для энергетического машино­строения.

— Как развивается в университе­те наука в нынешней непростой опе­ративной обстановке?

Т.Р.: Близость к зоне проведения СВО накладывает свой отпечаток. Это касает­ся обеспечения безопасности, волонтёр­ской деятельности, обучения оказанию первой помощи. Вся эта новая реаль­ность стимулирует к сплочению. Мы вы­полним обязательства, взятые по госу­дарственным программам и по договорам с индустриальными партнёрами. Появля­ются новые исследовательские кадры и новые идеи. Наука живёт и развивается.

— Каковы планы университета на будущее?

Т.Р.: НИУ «БеГУ» является системо­образующим. Он всегда выполнял в ре­гионе роль драйвера инноваций. Сейчас нам надо сохранить и преумножить его роль в различных отраслях экономики.

 

Беседовала Екатерина СКЛЯРЕНКО
ФОТО АНТОНА НЕКРАСОВА

Exit mobile version