Евгений Бакушев: «Жизнь без музыки — это конец света»

В нашем городе живёт много творческих людей, занимающихся музыкой: композиторы, аранжировщики, исполнители. Но нам посчастливилось познакомиться с тем, кто объединяет в себе все эти таланты, да ещё и представляет полный спектр музыкальных жанров от классики до рока.

Евгений Бакушев: «Жизнь без музыки - это конец света»

— Евгений, когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкой и играть на гитаре?

— Родители меня прочили в пианисты. Но в тот момент преподавателя по этому инструменту в музыкальной шко­ле не было, зато был учитель игры на балалайке — Иван Михайлович, спасибо ему! С тех пор я играю на струн­ных инструментах. Семиструнная гитара в нашем доме являлась предметом интерьера. Она висела на ковре. Сначала я освоил на гитаре три струны, а потом и всё остальные.

— Какую музыку вы слушали в детстве?

— Разумеется, ту, которую включали родители, плюс радио. Мама слушала различных эстрадных исполните­лей, а отец — классику. Мне нравилась музыка, в которой я чувствовал что-то близкое для себя — мелодию либо текст. С возрастом я начал слышать в музыке и то, чего бы не хотелось. Когда я слушаю музыку советских вре­мён, сталкиваюсь с интересными пассажами, которые сейчас совсем не применяются. Про текст современных песен и говорить не хочу.

— Сейчас музыка максимально упростилась. По вашему мнению, это хорошо или плохо?

— Я считаю, что это плохо. При прослушивании такой музыки не возникает потребности думать. Это просто фон.

— Какую музыку вы никогда не сможете понять?

— Я, как ни странно, не смогу понять джаз. Самый слож­ный для меня — фри-джаз. Хотя мои коллеги-музыканты на одной из репетиций уверяли, что я умею его играть. Конечно, я могу это сделать, но понять не в состоянии.

— Евгений, на чём вы предпочитаете слушать музыку?

— У меня музыкальный центр, который имеет две деки и CD-проигрыватель. Ему уже почти четверть века. Я при­обрёл его из-за того, что он имел разъём под электрогита­ру, игру на которой сразу же можно записать на кассеты и сделать сразу два трека. Одно время я постоянно слушал музыку, даже по дороге в магазин, через наушники. Те­перь для меня важно слушать то, что происходит вокруг. В последнее время я мало слушаю музыку. По поводу качества звука расскажу историю из жизни. Мой сосед — заядлый рокер и обладатель шикарного звуковоспроиз­водящего оборудования. Один раз он воспроизвёл для меня альбом «Beatles» на виниловой пластинке. Я закрыл глаза и почувствовал себя в зале, где музыканты игра­ют для меня вживую. Я не большой любитель «Beatles», но впечатлением от звучания проникся до глубины души. Порой и когда слушаешь любимую мелодию из дешёвой колонки, замечаешь нюансы, на которые раньше не об­ращал внимания.

— Качество звука для вас неважно, а качество ис­полнения?

— Сложный вопрос. К качеству исполнения я всегда предъявляю претензии себе. Это вопрос принципа. По­рой понимаешь, что лучше не сыграешь. Когда слушаешь чужое исполнение и видишь погрешности, то восприни­маешь их как данность. Зачастую студийная запись разительно отличается от концертного исполнения того же произведения. Звукооператоры делают всё, чтобы испра­вить погрешности музыканта. То же с выступлением под фонограмму. Зачем платить за билет, когда то же испол­нение можно послушать с диска?

— Как вы думаете: музыка объединяет и делает людей лучше? Есть ли музыка, которая у всех вы­зывает одинаковые эмоции?

— Музыка настолько многогранна и всеобъемлюща, что заполняет практически всё. Например, музыка тишины. По поводу того, что музыка может быть универсальной, вопрос спорный. Для каждого человека есть своё поло­жительно воспринимаемое сочетание звуков. Насколько музыкант его близко воспроизвёл, так и воспринимается его исполнение. Хотелось бы найти универсальную мело­дию, но это маловероятно.

— Как вы относитесь к музыкальному образова­нию в школах?

— То, что звучит на улицах города, мне не нравится. Ду­маю, всё зависит от домашнего воспитания. Классическую музыку, к сожалению, сейчас слушают всё меньше. Со­временное образование базируется на обязательном из­учении определённых дисциплин без учёта желания уче­ника. Конечно, многое зависит от качества преподавания.

У нас в школе на уроках музыки классике уделялось не много времени, а современной не было вообще. Изучались пионерские песни. Но для того, чтобы узнать всю музыкальную среду, одного урока в неделю явно мало.

Иногда мне кажется, что музыкальное образование убивает творчество. Пример: знаю замечательного пиа­ниста, который не имеет музыкального образования. Он говорит, что играет так, как слышит мелодию, а также на­сколько ему нравится её звучание. Так что не всегда зна­ние помогает творчеству.

— Евгений, сможет ли нейросеть создавать му­зыку лучше человека?

— Вполне возможно. Как по мне, неважно авторство му­зыки. Я слышал результаты работы нейросети. Впечатля­ет. Нейросеть делает аранжировку и даже напевает под мелодию текст. Хотя задачу ей ставит всё равно человек.

— Евгений, можно ли представить мир без музы­ки?

— По-моему, это будет конец света. Надеюсь, что этого никогда не произойдёт.

 

Беседовали Сергей ЕЛИСЕЕВ и Антон ГРЕБЕННИКОВ
ФОТО «БЕЛГОРОД-МЕДИА»

Exit mobile version