— Павел Юрьевич, поговорим о послевоенном воспитании и образовании.
— Образование занимало важнейшее место в жизни советских людей. Это было также важнейшее направление в деятельности государства, которое стремилось воспитать нового человека. Об этом заявлялось официально. Для того чтобы создать новое общество, необходимо воспитать новых людей. Они должны были быть и образованы, и воспитаны. Люди должны были быть практическими созидателями. Они должны были строить и себя, и свою семью, и государство, и весь мир. Это не только провозглашалось, но и предпринимались практические шаги. Наш город в составе Курской области всегда выделялся уровнем развития местных учреждений образования (школы, гимназии, вузы, а до революции — семинарии), а также по уровню готовности педагогических кадров. В послевоенные годы Белгород продолжил эти традиции развивать.
В начале пятидесятых годов в Белгороде было стабильное количество школ. Бурное развитие города, связанное с обретением областного статуса, привело к увеличению численности его населения. За двадцать послевоенных лет оно увеличилось втрое и превысило 90 000 человек. Это были люди, которые приехали работать на построенных новых предприятиях и в различных учреждениях. Как правило, это были молодые люди и молодые семьи. В городе появилось много семей с детьми. Надо было решать вопрос увеличения мест в детских садах, школах, профессиональных училищах и вузах. Для создаваемых предприятий необходимы были квалифицированные кадры, впрочем, как и для учреждений социальной сферы и культуры.
Некоторые областные управления были образованы в Белгороде уже в мае 1954 года. При этом Белгородский областной отдел народного образования был создан по решению областного исполнительного комитета 22 января 1954 года. После этого были созданы районные и городские отделы народного образования. Эти органы власти в первую очередь взяли на себя создание и развитие в новых условиях дошкольного, школьного и высшего образования. Училища создавались под конкретные предприятия, которые уже работали в Белгороде. Их руководство планировало на перспективу потребность в кадрах. Долгосрочное планирование позволяло обеспечить стопроцентное трудоустройство выпускников. Училищам и фабрично-заводским школам придавалось огромное значение.
15 мая 1954 года было создано областное управление трудовых резервов, которое впоследствии было реформировано в управление профессионально-технического образования. Трудовые резервы составляли специалисты, которых напрямую готовили для работы на конкретных предприятиях, либо молодые люди, которых переучивали на востребованные специальности и на существующие вакансии.
За первую половину 1954 года формируются все основные органы власти, которые занимались образованием. Главным из них был областной отдел народного образования. Его первым руководителем был Василий Матвеевич Гайдуков — фронтовик, который после войны работал директором Новотаволжанской школы. С 1952 года он был на партийной работе. В 1955 году Василий Гайдуков становится начальником областного отдела народного образования и руководит им на протяжении более десяти лет. Решения, которые были реализованы в тот период, — огромная заслуга Василия Матвеевича. Он был награждён почётными знаками «Отличник просвещения СССР» и «Отличник народного просвещения». Благодаря Василию Гайдукову был взят качественный старт в развитии и областного, и городского образования.
— Я предлагаю начать с детских садов.
— Советский Союз был страной для детей и во имя детей. Система детского образования, воспитания и досуга по достоинству признана лучшей в мире. Основы, заложенные до войны, получили развитие. Работали имевшиеся детские сады и строились новые. При строительстве новых кварталов города сразу же закладывались детские сады. Они могли быть встроены в жилое здание. Один из таких детских садов находился на ул. Ленина. Строились и отдельно стоящие здания под дошкольные учреждения. Горожанам особо памятен детсад в сороковом квартале (сейчас мы его называем «Белый квартал»). Он попал на кинохронику пятидесятых годов. Впоследствии здание этого детского сада снесли, поскольку оно обветшало. Этот садик был ярким, солнечным центром этого квартала. В других районах Белгорода также было немало прекрасных детских садов, в том числе с бассейнами. Все они имели детские игровые площадки.
Следует упомянуть пионерские лагеря. В те года были популярны «Липки».
— Как насчёт школ?
— Когда мы говорим о школах, то помимо обучения, детей водили в музеи и кино. Огромная работа со школьниками проводилась городскими библиотеками. В школах Белгорода организовывались встречи с детскими писателями, в том числе пользовавшимися всесоюзной популярностью. Здесь работали различные кружки и спортивные секции. Проводились туристические походы.
В Белгороде в 1947 году была открыта музыкальная школа, а также работали драматические кружки. Постоянно проводились творческие конкурсы и фестивали. Большим праздником стал Всемирный молодёжный фестиваль, который состоялся в 1957 году. Есть кинохроника, где запечатлено его проведение в Белгороде.
Жизнь дошкольников и школьников в Белгороде представляла собой классическое советское детство, в котором было место и учёбе, и досугу. В городе для этого были созданы все условия.
Если в начале 50-х годов в Белгороде было девять школ примерно на три тысячи человек, то к концу 50-х годов их было восемнадцать, а в начале 60-х годов — 22 школы. Росло население областного центра — увеличивалось и количество детей. Школы стали строиться по типовым проектам.
— Параллельно открываются вузы и ссузы?
— Да, для всех этих образовательных учреждений были необходимы педагогические кадры. Важным событием стал перевод в 1957 году из Старого Оскола в Белгород педагогического института. Его первоначально разместили в здании дореволюционной мужской гимназии. Сейчас это здание также является частью БелГУ. В шестидесятые годы стали строить новые корпуса на ул. Студенческой. К середине 60-х годов там построили здание общежития примерно на 500 мест.
Педагогический институт сначала состоял из двух факультетов — филологического (русский язык и литература; иностранные языки) и физико-математического. Отмечу, что все студенты физико-математического факультета обязательно проходили практику на котлостроительном заводе. Они в обязательном порядке получали специальность шофёров и механизаторов. Выпускники вуза шли преподавать в школу, но рассказывали детям, как теория используется на практике. Первые два факультета закрыли потребность в преподавателях по значительному числу школьных предметов.
Студенты также проводили различные фестивали и спортивные соревнования, туристические походы. Значительное место в жизни молодёжи того поколения играли книги и газеты. То, чем сейчас занимается молодёжь, преимущественно то же самое, чем занимались юноши и девушки десятилетия назад. Сменилась лишь форма, а содержание осталось прежним. Это всё те же активности.
Следует упомянуть, что в вузе шла и вечерняя подготовка кадров. Молодёжь после рабочего дня приходила на занятия, чтобы повысить уровень своей квалификации.
Большим подспорьем было открытие разнообразных учебно-консультационных пунктов всесоюзных институтов. В конце пятидесятых годов в Белгороде таких было два. Один из них работал от Всесоюзного инженерно-строительного института, а второй — от Всесоюзного финансово-экономического института.
Кроме того, в Белгороде работала целая сеть училищ. В 1959 году был открыт Белгородский строительный техникум, который готовил для отрасли весь спектр специалистов. Он всегда был востребован и остаётся таковым до сих пор. Открылся Белгородский вечерний индустриальный техникум, который готовил специалистов, связанных с работой цементного производства и асбесто-шиферным комбинатом. В Белгороде ещё до войны было медицинское училище. Оно возобновило свою работу в 1957 году в здании на пересечении улиц Попова и Фрунзе (ныне проспект Славы). Кроме того, в Белгороде было музыкальное училище.
— А дополнительное образование?
— Открывались различные курсы. В конце пятидесятых годов произошёл взрывной рост взрослого дополнительного образования. Люди стремились получить прямое профильное образование либо дополнительное образование, если школа осталась в далёком прошлом. В 60-е годы большинство жителей Белгорода учились, получали новые специальности. Отмечу, что ликвидация неграмотности в Белгородской области была завершена только к шестидесятым годам.
Белгородцы, которые создали практически все направления экономики и гуманитарной сферы, были выдающимися руководителями и Героями Социалистического Труда, получили образование в 50-60‑е годы. Это они строили заводы, развивали Курскую магнитную аномалию, закладывали основы дальнейшего экономического становления региона.
Беседовал Вадим КУМЕЙКО
ФОТО ИЗ АРХИВА ДМИТРИЯ РОМАНЕНКО И СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Смотрите очередной выпуск проекта «Белгород: эпоха Победителей»