Воспитать человека новой формации

Продолжаем наш исторический проект, посвящённый периоду от освобождения города в августе 1943 года до полного его восстановления после Великой Отечественной войны. Рассказывает историк, начальник регионального управления по делам архивов Павел Субботин.

— Павел Юрьевич, поговорим о послевоенном воспитании и образовании.

— Образование занимало важнейшее место в жизни советских людей. Это было также важнейшее направление в деятельности государства, которое стремилось воспитать нового человека. Об этом заяв­лялось официально. Для того чтобы соз­дать новое общество, необходимо воспитать новых людей. Они должны были быть и образованы, и воспитаны. Люди должны были быть практическими созидателями. Они должны были строить и себя, и свою семью, и государство, и весь мир. Это не только провозглашалось, но и предпринимались практические шаги. Наш город в составе Курской области всегда выделял­ся уровнем развития местных учреждений образования (школы, гимназии, вузы, а до революции — семинарии), а также по уров­ню готовности педагогических кадров. В послевоенные годы Белгород продолжил эти традиции развивать.

В начале пятидесятых годов в Белгороде было стабильное количество школ. Бурное развитие города, связанное с об­ретением областного статуса, привело к увеличению численности его населения. За двадцать послевоенных лет оно увели­чилось втрое и превысило 90 000 человек. Это были люди, которые приехали рабо­тать на построенных новых предприятиях и в различных учреждениях. Как правило, это были молодые люди и молодые се­мьи. В городе появилось много семей с детьми. Надо было решать вопрос увели­чения мест в детских садах, школах, про­фессиональных училищах и вузах. Для создаваемых предприятий необходимы были квалифицированные кадры, впрочем, как и для учреждений социальной сферы и культуры.

Некоторые областные управления были образованы в Белгороде уже в мае 1954 года. При этом Белгородский об­ластной отдел народного образования был создан по решению областного ис­полнительного комитета 22 января 1954 года. После этого были созданы район­ные и городские отделы народного образования. Эти органы власти в первую очередь взяли на себя создание и развитие в новых условиях дошкольного, школьного и высшего образования. Училища соз­давались под конкретные предприятия, которые уже работали в Белгороде. Их руководство планировало на перспективу потребность в кадрах. Долгосрочное пла­нирование позволяло обеспечить стопроцентное трудоустройство выпускников. Училищам и фабрично-заводским школам придавалось огромное значение.

15 мая 1954 года было создано областное управление трудовых резервов, которое впоследствии было реформировано в управление профессионально-технического образования. Трудовые резервы составляли специалисты, которых напрямую готовили для работы на конкретных предприятиях, либо молодые люди, которых переучивали на востребованные спе­циальности и на существующие вакансии.

За первую половину 1954 года формируются все основные органы власти, которые занимались образованием. Главным из них был областной отдел народного образования. Его первым руководителем был Василий Матвеевич Гайдуков — фронтовик, который после войны работал директором Новотаволжанской школы. С 1952 года он был на партийной работе. В 1955 году Василий Гайдуков становит­ся начальником областного отдела на­родного образования и руководит им на протяжении более десяти лет. Решения, которые были реализованы в тот пери­од, — огромная заслуга Василия Матвеевича. Он был награждён почётными знаками «Отличник просвещения СССР» и «От­личник народного просвещения». Благо­даря Василию Гайдукову был взят качественный старт в развитии и областного, и городского образования.

— Я предлагаю начать с детских са­дов.

— Советский Союз был страной для детей и во имя детей. Система детского образования, воспитания и досуга по до­стоинству признана лучшей в мире. Осно­вы, заложенные до войны, получили раз­витие. Работали имевшиеся детские сады и строились новые. При строительстве новых кварталов города сразу же закладывались детские сады. Они могли быть встроены в жилое здание. Один из таких детских садов находился на ул. Ленина. Строились и отдельно стоящие здания под дошкольные учреждения. Горожанам особо памятен детсад в сороковом квартале (сейчас мы его называем «Бе­лый квартал»). Он попал на кинохронику пятидесятых годов. Впоследствии здание этого детского сада снесли, поскольку оно обветшало. Этот садик был ярким, сол­нечным центром этого квартала. В других районах Белгорода также было немало прекрасных детских садов, в том числе с бассейнами. Все они имели детские игровые площадки.

Следует упомянуть пионерские лагеря. В те года были популярны «Липки».

— Как насчёт школ?

— Когда мы говорим о школах, то по­мимо обучения, детей водили в музеи и кино. Огромная работа со школьниками проводилась городскими библиотеками. В школах Белгорода организовывались встречи с детскими писателями, в том числе пользовавшимися всесоюзной популярностью. Здесь работали различные кружки и спортивные секции. Проводи­лись туристические походы.

В Белгороде в 1947 году была открыта музыкальная школа, а также работали драматические кружки. Постоянно проводились творческие конкурсы и фестивали. Большим праздником стал Всемирный молодёжный фестиваль, который состоялся в 1957 году. Есть кинохроника, где запечатлено его проведение в Белгороде.

Жизнь дошкольников и школьников в Белгороде представляла собой классическое советское детство, в котором было место и учёбе, и досугу. В городе для это­го были созданы все условия.

Если в начале 50-х годов в Белгороде было девять школ примерно на три тысячи человек, то к концу 50-х годов их было восемнадцать, а в начале 60-х годов — 22 школы. Росло население областного цен­тра — увеличивалось и количество детей. Школы стали строиться по типовым проектам.

— Параллельно открываются вузы и ссузы?

— Да, для всех этих образовательных учреждений были необходимы педагогические кадры. Важным событием стал перевод в 1957 году из Старого Оскола в Белгород педагогического института. Его первоначально разместили в здании до­революционной мужской гимназии. Сей­час это здание также является частью БелГУ. В шестидесятые годы стали строить новые корпуса на ул. Студенческой. К середине 60-х годов там построили здание общежития примерно на 500 мест.

Педагогический институт сначала со­стоял из двух факультетов — филологического (русский язык и литература; иностранные языки) и физико-математического. Отмечу, что все студенты физико-математического факультета обязательно проходили практику на котлостроительном заводе. Они в обязательном порядке получали специальность шофёров и механизаторов. Выпускники вуза шли преподавать в школу, но рассказывали детям, как теория используется на практике. Первые два факультета закрыли потребность в преподавателях по значительному числу школьных предметов.

Студенты также проводили различные фестивали и спортивные соревнования, туристические походы. Значительное место в жизни молодёжи того поколения играли книги и газеты. То, чем сейчас занимается молодёжь, преимущественно то же самое, чем занимались юноши и девушки десятилетия назад. Сменилась лишь форма, а содержание осталось прежним. Это всё те же активности.

Следует упомянуть, что в вузе шла и вечерняя подготовка кадров. Молодёжь после рабочего дня приходила на занятия, чтобы повысить уровень своей квалификации.

Большим подспорьем было открытие разнообразных учебно-консультационных пунктов всесоюзных институтов. В кон­це пятидесятых годов в Белгороде таких было два. Один из них работал от Всесоюзного инженерно-строительного института, а второй — от Всесоюзного финансово-экономического института.

Кроме того, в Белгороде работала це­лая сеть училищ. В 1959 году был открыт Белгородский строительный техникум, который готовил для отрасли весь спектр специалистов. Он всегда был востребован и остаётся таковым до сих пор. Открылся Белгородский вечерний индустриальный техникум, который готовил специалистов, связанных с работой цементного про­изводства и асбесто-шиферным комби­натом. В Белгороде ещё до войны было медицинское училище. Оно возобновило свою работу в 1957 году в здании на пере­сечении улиц Попова и Фрунзе (ныне проспект Славы). Кроме того, в Белгороде было музыкальное училище.

— А дополнительное образование?

— Открывались различные курсы. В кон­це пятидесятых годов произошёл взрыв­ной рост взрослого дополнительного об­разования. Люди стремились получить прямое профильное образование либо дополнительное образование, если школа осталась в далёком прошлом. В 60-е годы большинство жителей Белгорода учились, получали новые специальности. Отмечу, что ликвидация неграмотности в Белгородской области была завершена только к шестидесятым годам.

Белгородцы, которые создали практически все направления экономики и гуманитарной сферы, были выдающимися руководителями и Героями Социалистического Труда, получили образование в 50-60‑е годы. Это они строили заводы, развивали Курскую магнитную аномалию, закладывали основы дальнейшего экономического становления региона.

Беседовал Вадим КУМЕЙКО
ФОТО ИЗ АРХИВА ДМИТРИЯ РОМАНЕНКО И СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Смотрите очередной выпуск проекта «Белгород: эпоха Победителей»

Exit mobile version