— Инна Валентиновна, не за горами второе сентября, когда ребята пойдут в школу. Как в этом году будет построен процесс обучения детей?
Инна Тяпугина: Сейчас мы надеемся, что приступим к очному обучению. Однако оно имеет свои особенности. По сути, это будет очно-дистанционный формат. Мы ждём решения областного оперативного штаба. Предварительный опрос родителей показал, что 85 % из них выразили желание, чтобы дети занимались в учебных заведениях. Мнение педагогических коллективов однозначно: очное обучение. При этом все понимают главную особенность этого учебного года — соблюдение мер безопасности. На сколько мест рассчитано укрытие, столько детей могут находиться в школе — каждое учебное заведение совместно с родителями и педагогами решает вопросы организации учебного процесса.
— Не возникнет ли потребность распределять учеников по нескольким сменам?
И.Т.: Да, такая необходимость, к сожалению, есть. Мы понимаем, что это не всем удобно. В прошлом году такой формат практиковался. Это также было связано с обеспечением безопасности. Например, в школе одна тысяча учеников, а укрытие вмещает лишь шестьсот человек. Приходится делить школьников на потоки.
— Какие ещё могут быть форматы?
И.Т.: Ещё один формат — это смешанное обучение, когда один день обучение проводиться очно, а другой — дистанционно.
Сейчас в школах Белгорода завершают проводить родительские собрания, на которых окончательно будет выбран формат обучения — потоковый или смешанный.
В городе есть и небольшие, малокомплектные или начальные школы, в которых обучение будет проводиться только в очной форме.
— Радует единодушие родителей и педагогов по поводу очного обучения детей!
И.Т.: Ничто и никогда не заменит учителя и живое общение. Социализация детей в школе зачастую даже важнее в жизни, чем законы физики или математики.
— Алеся Игоревна, расскажите, пожалуйста, будут ли в этом году проводиться рейды, чтобы обезопасить детей на пути в школу и обратно домой?
Алеся Зайцева: С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на протяжении месяца (со 2 по 30 сентября) сотрудники патрульно-дорожной службы, а также инспекторы ПДН и участковые уполномоченные будут дежурить на пешеходных переходах вблизи всех образовательных учреждений города. Контроль будет осуществляться как за водителями, так и пешеходами. Планы расстановки сотрудников полиции уже подготовлены. Мы тесно взаимодействуем с муниципальным управлением образования и готовы учитывать ряд потоков учеников в течение дня.
И.Т.: Добавлю. Классический маршрут «дом — школа», отрабатывают с начальных классов. Сейчас он претерпевает изменение — «дом — укрытие — школа». На общих собраниях мы рекомендовали всем родителям и педагогам напомнить детям правила дорожного движения, а также места расположения пешеходных переходов и укрытий. Отмечу, что в Белгороде при входе в каждую школу размещено стационарное капсульное укрытие. Всем родителям мы рекомендуем перед началом учебного года пройти со своими детьми от дома к школе и отработать наиболее безопасный маршрут.
— Какие меры безопасности предусмотрены в зданиях учебных заведений?
И.Т.: Перед началом нового учебного года все школы прошли приёмку межведомственной комиссией, в том числе и на соответствие нормам безопасности. Все образовательные учреждения признаны готовыми. Нормы по линии МЧС, противопожарной и террористической безопасности соблюдены. Отмечу, что с 2022 года все окна в школах оклеены бронеплёнкой, которая предохраняет стекло от образования мелких осколков. Во всех школах определены так называемые «слепые» зоны, куда дети могут спрятаться при обстреле за считанные секунды. Кроме того, существуют оборудованные подвальные и полуподвальные помещения, в которых имеются аптечки, запас воды, сухие пайки и биотуалеты. С педагогами в школах и детских садах отрабатывается до автоматизма алгоритм действий в случае ракетной опасности.
Важный момент: в новом учебном году дети не будут ходить по кабинетам. За каждым классом закреплена отдельная комната. Поведение на переменах и посещение детьми столовой будут отрабатываться с первых дней учёбы.
В каждой школе имеется навигация расположения «слепых» зон и укрытий. Она понятна даже школьникам младших классов.
— Алеся Игоревна, продолжите ли вы практику посещения учебных заведений и проведения занятий с ребятами по соблюдению правил дорожного движения?
А.З.: Мы задействуем все образовательные учреждения — от детских садов до колледжей и вузов. За каждым сотрудником ГИБДД закреплёно определённое образовательное учреждение, которое он должен посещать не менее двух раз в месяц. Привлекаем к проведению некоторых наших мероприятий родителей.
— Инна Валентиновна, многих родителей интересует вопрос требований к школьной форме и обязательности её ношения. Как в новом учебном году должны выглядеть школьники?
И.Т.: Мы даём общие рекомендации. Плюс к этому свои пожелания высказывает образовательное учреждение. В нашей стране нет стандарта единой школьной формы, но у каждой школы имеются свои понятия допустимого. Например, школьная форма может быть классической и напоминать одежду учеников советских времён. Допустим офисный стиль одежды — белый верх, чёрный низ. Это может быть жилет и брюки либо юбка. Надо донести до ребёнка, что он идёт в школу и должен выглядеть подобающим образом. Стиль даёт настрой на учёбу. Отмечу, что строгих шаблонов школьной формы нет, но соблюдения строгого вида в одежде — обязательно. Это приучает к дисциплине, которой тоже учит школа. Отдельная тема — ученики кадетских классов. Их воспитанники мечтают стать будущими офицерами. Без формы в кадетском классе не обойтись.
— Алеся Игоревна, к образовательному учреждению ведут много дорог с различной интенсивностью движения транспорта и освещённостью. Кто следит за состоянием инфраструктуры?
А.З.: Сотрудниками Госавтоинспекции регулярно анализируется статистика дорожно-транспортных происшествий. Наиболее опасные участки дорожно- транспортной сети обследуются на месте. Выявляются недочёты, которые отражаются на уровне ДТП.
Перед началом этого учебного года были обследованы участки дорог вблизи 124 образовательных учреждений. Выявлены незначительные недочёты. Направлено информационное письмо в адрес департамента городского хозяйства администрации Белгорода. Все замечания устранены. В этом году возле образовательных учреждений на 33 пешеходных переходах установлены транспортные светофоры. Нанесена горизонтальная дорожная разметка.
— Некоторые ребята добираются в школу на автобусе. Существуют ли какие-то требования при перевозке маленьких пассажиров в общественном транспорте?
А.З.: Подразделение технического надзора Госавтоинспекции контролирует перевозки пассажиров, в том числе детей, в автобусах. Что касается школьных автобусов, то их обследование накануне учебного года уже завершено. Все выявленные недостатки устранены. Отмечу, что детям предпочтительнее пользоваться школьным автобусом, потому что каждое кресло в нём оборудовано ремнями безопасности, стёкла оклеены бронеплёнкой. Водители школьных автобусов проходят специальную подготовку и регулярно тестируются на знание правил дорожного движения. Школьников во время поездки сопровождают педагоги.
— Инна Валентиновна, как в Белгороде будут функционировать дошкольные образовательные учреждения?
И.Т.: Со 2 сентября все детские сады будут продолжать работать в режиме дежурных групп. Сейчас дефицит мест, возникший из-за закрытия дошкольных учреждений на Харгоре, преодолён, 87 % детсадов уже работают. В дальнейшем будем смотреть по потребностям родителей. Если в прошлом году оперативный штаб запрещал использовать в детских садах и школах верхние этажи зданий, то теперь по школам, например, эти ограничения уже сняты. Это позволяет увеличивать количество детей, которые могут обучаться одновременно.
— Как попасть в дежурную группу?
И.Т.: «Дежурная группа» — это такое условное понятие, которое относится к тем, чьи родители занимаются самой жизненно важной деятельностью: работают в социальных службах (врачи, сотрудники полиции и МЧС), на крупных промышленных предприятиях. Таких детей принимают в детсад в первую очередь. Но сейчас состав групп расширился. Для того чтобы ребёнка приняли, достаточно обратиться к заведующей детским садом.
— Инна Валентиновна, какие новинки ждут ребят в новом учебном году?
И.Т.: Назову лишь основные нововведения. Во-первых, в общеобразовательную школу возвращается предмет «Труд». Он заменит уроки «Технологии». Как говорится, всё новое — хорошо забытое старое. Девочки будут учиться домоводству, а мальчики — владеть столярными и слесарными инструментами, ремонтировать бытовые приборы. Отныне трудовое воспитание снова становится задачей школы.
Во-вторых, существенную трансформацию претерпел предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В этом учебном году он называется «Основы безопасности и защиты Родины». Старшее поколение хорошо помнит уроки начальной военной подготовки. По моему мнению, для старшеклассников из приграничных регионов новый предмет имеет особую актуальность.
Наконец, это создание единого образовательного пространства. В нашей стране стали использоваться единые учебники, в частности по истории. При переезде ребёнка из региона в регион, у него не возникнет никаких трудностей.
В плане воспитания продолжится традиция начинать каждую неделю с исполнения гимна России, а также регулярных проведений во всех классах «Уроков о важном». С шестого по одиннадцатый класс в рамках внеурочной деятельности будут проводиться занятия «Россия — мои горизонты», которые направлены на профессиональную ориентацию школьников. Сейчас это очень важно для дальнейшего развития нашей страны.
Беседовал Сергей ЕЛИСЕЕВ
ФОТО «БЕЛГОРОД-МЕДИА»
Смотрите полную версию интервью