Сберечь жизнь и здоровье сотрудников

Охрана труда на предприятии представляет собой целую систему мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и благополучия его работников. О том, как она осуществляется на практике, мы узнали у специалистов по охране труда двух крупных белгородских компаний - Ксении Крамской и Артёма Будкова.

Сберечь жизнь и здоровье сотрудников

— Что такое охрана труда и зачем она нужна?

Ксения Крамская: Это система со­хранения жизни и здоровья работников во время их трудовой деятельности. В неё входят обучение, оценка рисков на рабочих местах, специальная оценка ус­ловий труда, проведение медицинских осмотров и прочие аспекты.

Артём Будков: На мой взгляд, охра­на труда — это прежде всего выполнение законодательных требований. Но по­скольку наше предприятие в 2022 году вошло в контур крупной государствен­ной корпорации, в которой действует концепция «нулевого травматизма», то мы не останавливаемся лишь на испол­нении требований законодательства. У нас внедряется культура безопасного поведения. Это комплекс мероприятий, направленных на изменение поведен­ческой модели работника, в результате которых он будет выполнять все требо­вания и нормы техники безопасности, даже когда на него никто не смотрит. Эта манера поведения сохраняется не только во время работы, но и в быту. Кроме того, невозможно описать каждую конкретную ситуацию. Например, нигде в правилах по технике безопасности не написано, что нельзя горящий окурок бросать в мусорное ведро. Все понима­ют: это опасно. Нельзя описать и скла­дирование каждого предмета. Работник должен сам осознавать возникающие риски, с которыми он может столкнуться.

— Что входит в служебные обя­занности сотрудника по охране труда?

К.К.: Специалист по охране труда за­нимается обучением, разрабатывает локальные нормативные акты предпри­ятия (приказы, положения, инструкции, чек-лист). Кроме того, он направляет работников на периодические медицин­ские осмотры. Специалист по охране труда осуществляет контроль, проводит оценку условий труда и оформляет до­кументы по рискам.

А.Б.: На нашем предприятии ко все­му вышесказанному добавляется ещё одна обязанность. Если специалист по охране труда видит нарушение, то перед тем как наказать работника, он должен провести разъяснительную ра­боту. В первую очередь в режиме диа­лога выясняем, что побудило к такому поведению. В случае если на то были весомые причины, начинаем совместно искать пути решения проблемы. После этого разрабатываются мероприятия по устранению опасных условий труда. При повторном нарушении к работнику при­меняются штрафные санкции.

— Как у вас организовано обучение сотрудников?

К.К.: На нашем предприятии функционирует система управления производ­ственной безопасностью. Специфика нашей деятельности — работа с объек­тами повышенной опасности. У нас раз­работано положение о таких работах, а также утверждён их перечень. При приёме на работу сотрудник проходит вводный инструктаж, а также инструк­тажи по электро- и пожарной безопас­ности. В связи с нынешней оперативной обстановкой проводится инструктаж по действиям в чрезвычайной ситуации. После того как новый сотрудник прихо­дит в своё структурное подразделение, он проходит первичный инструктаж на своём рабочем месте, знакомится с ин­струкциями по охране труда и локаль­ными нормативными актами. Затем в течение ближайших шестидесяти дней проходит обучение по технике безопас­ности, которое проводит методический центр нашей компании. Занятия прово­дят квалифицированные преподавате­ли. Методический центр имеет учебные классы с наглядными пособиями, он так­же оснащён макетами и натуральным оборудованием. Функционирует и учеб­но-тренировочный полигон, на котором теоретические знания отрабатываются на практике.

А.Б.: Отличительной чертой госу­дарственной корпорации является внушительный институт внутреннего тренерства. Тренинг принципиально отличается от обучения, поскольку он проводится в режиме диалога и с прак­тической отработкой навыков. На нашем предприятии сейчас проводятся тренин­ги по двум программам – «Безопасные методы выполнения работ» и «Диалог о безопасности». Первый тренинг рас­считан на сотрудников рабочих про­фессий. Он позволяет ознакомиться с методикой «Пять шагов безопасности» и отработать её на практике. Первый шаг: перед началом работы сотрудник дол­жен оценить своё физическое и психо­эмоциональное состояние. Второй: он анализирует предстоящее задание, со­стояние рабочего места с точки зрения безопасности труда. Третий: оценка соб­ственных навыков и компетенций, необ­ходим ли помощник. На четвёртом надо продумать план действий в аварийных и нештатных ситуациях, в том числе ока­зание доврачебной помощи пострадав­шему. И, наконец, пятым принимается решение: безопасно или нет выполнять данную работу.

Тренинг «Диалог о безопасности» предназначен для руководителей. Он даёт теоретическую базу, которую пред­стоит применить на практике. Руководи­тель должен немедленно остановить не­безопасные работы, которые он увидел. После этого проводится диалог с работ­ником, выводя его в нейтральный пси­хоэмоциональный фон. Руководитель должен выяснить, что побудило сотруд­ника к небезопасным действиям, а также оценивает ли он степень риска. Затем разрабатываются комплексные меро­приятия с участием работника. В завер­шение с сотрудника берётся обещание впредь не повторять такие действия. Как бы банально ни звучало, это накладыва­ет на человека груз ответственности. В случае если он не сдержит слово, к нему применяются традиционные меры воз­действия. Во время этого тренинга ис­пользуется настольная деловая игра, которую мы разработали совместно с кафедрой «Безопасность жизнедеятель­ности» БГТУ им. В.Г. Шухова. Во время игры обучаемый отвечает на вопросы и решает ситуационные задачи. Игра за­вершается только после того, как к фи­нишу пришли все её участники. С этой игрой мы участвовали в конкурсе по раз­витию культуры безопасности в Москве. Наш проект получил высокую оценку и одобрение на тиражирование.

— Как осуществляется контроль соблюдения требований безопасно­сти?

А.Б.: Мы анализируем базовые по­казатели — количество нарушений, чис­ло проведённых мероприятий и другие. Оперируем также количеством стоп-карт и числом протоколов опасных ситуаций. Это новация для нашего предприятия. Стоп-карта представляет собой брошю­ру с пустыми графами, которая выдаёт­ся сотруднику после прохождения вводного инструктажа и остаётся на весь период рабочей деятельности. Если он считает, что выполнение поставленной задачи небезопасно, то вносит своё мнение в стоп-карту и передаёт руко­водителю структурного подразделения для разработки оперативных мероприятий. Работы приостанавливаются до устранения рисков. Что касается прото­колов опасных ситуаций, мы дали каж­дому работнику, вне его должности, воз­можность указывать на небезопасное проведение работ и несоответствующие нормам условия труда. В протоколе фиксируется потенциально опасная си­туация и её краткое описание. Документ передаётся руководителю структурного подразделения, на территории которого зафиксировано нарушение норм техники безопасности. После этого проводится оперативная разработка мероприятий. При таком подходе каждый работник яв­ляется немного инспектором по охране труда.

К.К.: У нас тоже есть нововведение: «Поведенческий аудит безопасности». Это чек-лист, который имеется у руково­дителей различных структурных подраз­делений. В качестве наблюдателей они приходят на место выполнения работ и вносят в этот документ свои замечания. Небезопасные работы сразу же оста­навливаются. На основании чек-листов делается анализ рисков, на которые не­обходимо обратить внимание.

— Какая работа ведётся с молоды­ми специалистами?

А.Б.: В государственной корпорации имеется отраслевой совет молодёжи, который функционирует и по направ­лению безопасности труда. Ежегодно решаются конкретные задачи. Недавно был проведён конкурс видеороликов «Молодёжь о безопасности». Главными критериями оценки работ были креа­тивность и раскрытие идеи. В конкурсе приняли участие более сорока роликов. Среди них три представило наше пред­приятие. Приятно, что они заняли при­зовые места. На прошлой неделе стар­товала акция «Молодёжный патруль безопасности». Это чем-то напоминает фиксирование потенциально небезопас­ных ситуаций, но с элементом мотива­ции. Молодые сотрудники, вне зависи­мости от их должности и компетенции, могут взять разработанный чек-лист и посетить другое структурное подраз­деление. В документе они фиксируют ситуацию с техникой безопасности. По итогам патруля молодой специалист передаёт чек-лист руководителю струк­турного подразделения. Акция прово­дится в рамках конкурса, итоги которого будут подведены в конце октября. По­бедители, которые провели наибольшее количество патрулей, будут награждены ценными подарками.

Ещё в госкорпорации несколько раз в год проходят «Студенческие цеха». Оче­редной цех был в августе. Это мероприятие может проходить как в онлайн-фор­мате, так и в очной форме. Студенты со всей страны подают заявки по различ­ным компетенциям, в том числе и по тех­нике безопасности. Затем они проходят курс лекций, а потом пишут эссе и ди­пломную работу. После защиты проекта (дипломной работы) ребята получают различные бонусы от своих вузов.

— Сейчас большое внимание уде­ляется обучению белгородцев оказанию первой помощи. Как стро­ится эта работа на ваших предприятиях?

К.К.: В связи с оперативной ситуаци­ей у нас обучены инструкторы для про­ведения занятий с сотрудниками. Кроме того, ежемесячно в каждом структурном подразделении проводятся занятия по доврачебной помощи со специалистами отдела промышленной безопасности. На них отрабатываются навыки как реа­нимационных действий, так и остановки кровотечений.

А.Б.: У нас практически аналогичная ситуация. Стараемся уделить максимум времени отработке у сотрудников прак­тических навыков. Акцент делается на приёмах тактической медицины, исполь­зуемых при нештатных ситуациях.

 

Беседовала Екатерина СКЛЯРЕНКО
ФОТО АНТОН НЕКРАСОВА

Exit mobile version