Помнить о цене, которую заплатил народ

В заключительном выпуске проекта «Белгород: эпоха Победителей» мы узнали, как люди сохраняли помять о тех, кто ушёл на фронт и не вернулся, кто освобождал наш город, кого принудительно отправили на работы в Германию. Кроме того, вместе с историком, начальником управления по делам архивов Белгородской области Павлом Субботиным обсудили появление первых памятников, бюстов и мемориалов в Белгороде.

— Павел Юрьевич, память о войне — в первую очередь память о людях, побе­дивших фашизм. Как происходило уве­ковечение в те годы?

— Первым шагом стало боевое това­рищество. Создавались братские могилы и одиночные захоронения воинов. Кроме того, именами полководцев и героев назы­вали улицы. Первым в феврале 1943 года, между двумя оккупациями Белгорода, ста­ло переименование улицы Пионерской в память о погибшем старшем лейтенанте, командире танкового взвода Андрее По­пове. Это было сделано в ответ на обра­щение его сослуживцев из 192-й танковой бригады. Бюст Андрея Ивановича был установлен в 1957 году на пересечении улиц Попова и Народной. Для многих горо­жан, в том числе и для меня, этот памятник является одним из самых любимых в Бел­городе.

В 1952 году имя генерала Михаила Ле­бедя было присвоено улице, построенной в областном центре. Его бюст был уста­новлен на пересечении улиц Народной и Богдана Хмельницкого также в 1957 году при участии белгородского архитектора Леонида Мухина. Отмечу, что это именно памятники, поскольку могилы Андрея По­пова и Михаила Лебедя находятся в других местах.

Три новые улицы в Белгороде получи­ли имена Александра Матросова, генера­ла Иосифа Апанасенко и генерала Ивана Черняховского. В 1963 году 2-му Садовому переулку присвоили имя Николая Шерш­нёва. В следующем году одной из улиц го­рода присвоили имя старшего лейтенанта Николая Измайлова. Улицу Восточную пе­реименовали в честь рядового Сергея По­номарёва. В 1965 году улицу Бугроватую переименовали в честь Героя Советского Союза Фёдора Самохвалова. Начатая в те годы традиция продолжалась и впослед­ствии.

Если говорить о бюстах и памятниках, то первым в Белгороде в 1949 году был возведён монумент генералу армии Иоси­фу Апанасенко на привокзальной площа­ди. Это был выдающийся военачальник. Иосиф Родионович погиб летом 1943 года и был похоронен в сквере, где сейчас рас­положена Соборная площадь. Впослед­ствии его перезахоронили. Сейчас прах генерала покоится в Ставрополе, где воз­двигнут внушительный мемориал.

— Главным мемориалом Белгорода, который посвящён Великой Отече­ственной войне, несомненно, являет­ся Вечный огонь. Когда он появился? Как велось его проектирование?

— После освобождения Белгорода в центре и на окраинах города, а также в близлежащих сёлах находились братские захоронения советских воинов. На первых порах они выглядели очень скромно. Как правило, это были обелиски разной высо­ты, изготовленные из кирпича. На некото­рых из них были имена павших воинов. В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов эти мемориалы начали благоустраивать и воздвигать постаменты. На них раз­мещали скульптуры воинов либо скорбя­щих матерей.

В центре города, в старом сквере также находился обелиск, рядом с которым был ряд братских захоронений. В ходе рекон­струкции центра города потребовалось от­вести место для центральной площади, а также для Дома Советов и гостиницы. Ста­рый сквер был снесён. По постановлению горисполкома находившиеся там могилы перенесли в то место, где сейчас находит­ся скульптурная композиция «Скорбящая мать с сыном» и горит Вечный огонь. От­мечу, что кроме советских воинов там на­ходится прах павших в годы Гражданской войны. После этого начал возводиться ме­мориал с Вечным огнём. На его строитель­ство ушло несколько лет. Говорят, что его открыли 5 августа 1959 года. Но, исходя из данных в газете, это случилось на три дня позже. Причина тому — открытие приурочи­ли к выходным дням.

— Павел Юрьевич, были ли преце­денты, когда в Белгороде имена воинов-освободителей присваивались не только улицам, но и учреждениям?

— Да, такие случаи известны. Напри­мер, медицинскому училищу присвоили имя подпольщицы Елены Виноградской. Она помогала партизанам и расклеивала в Белгороде листовки.

Следует упомянуть, что кроме установ­ки памятников и присвоения имён поддер­живались контакты с воинскими подразде­лениями, которые освобождали наш город. Воины и командиры 89-й и 305-й стрелко­вых дивизий, других воинских подразделе­ний приезжали в Белгород и общались с его жителями. В школах стали создаваться музеи, которые посещали ветераны. В кон­це пятидесятых годов наш город посещали многочисленные делегации воинов-фрон­товиков, которые сражались на Курской дуге. Живое общение белгородцев с ве­теранами продолжались десятилетия. Это была настоящая дружба. Многие воинские подразделения были шефами местных учебных заведений. Речь идёт не о памяти павших, а об общении с живыми участни­ками событий.

Ярким проявлением является празд­нование двадцатилетия Курской битвы и освобождения Белгорода. К 1963 году го­род был уже отстроен и благоустроен. Воз­ведён новый железнодорожный вокзал. В Белгороде появились новые улицы и про­спекты. Было что показать гостям и куда их пригласить. Можно продемонстрировать, что город живёт новой жизнью, и побла­годарить за это воинов-освободителей. Гости видели достижения и общались с горожанами. На праздник прибыл маршал Советского Союза Иван Конев, который в войну руководил фронтом. Он посетил те места, где находились позиции наших ар­тиллеристов. Генерал-полковник Леонид Шумилов, бывший командующий Седьмой армией поделился с белгородцами вос­поминаниями о Курской битве. Праздник двадцатилетия Курской битвы в Белгороде был очень знаменательным. Для гостей- ветеранов Белгород был не просто горо­дом, который они когда-то освободили. Многие из них сюда неоднократно приез­жали и тесно общались с белгородцами. Это была поистине большая и крепкая дружба.

 

Беседовал Вадим КУМЕЙКО
ФОТО ИЗ ФОНДОВ ГАНИБО
Смотрите заключительный выпуск проекта «Белгород: эпоха Победителей»

Exit mobile version