— Павел Юрьевич, память о войне — в первую очередь память о людях, победивших фашизм. Как происходило увековечение в те годы?
— Первым шагом стало боевое товарищество. Создавались братские могилы и одиночные захоронения воинов. Кроме того, именами полководцев и героев называли улицы. Первым в феврале 1943 года, между двумя оккупациями Белгорода, стало переименование улицы Пионерской в память о погибшем старшем лейтенанте, командире танкового взвода Андрее Попове. Это было сделано в ответ на обращение его сослуживцев из 192-й танковой бригады. Бюст Андрея Ивановича был установлен в 1957 году на пересечении улиц Попова и Народной. Для многих горожан, в том числе и для меня, этот памятник является одним из самых любимых в Белгороде.
В 1952 году имя генерала Михаила Лебедя было присвоено улице, построенной в областном центре. Его бюст был установлен на пересечении улиц Народной и Богдана Хмельницкого также в 1957 году при участии белгородского архитектора Леонида Мухина. Отмечу, что это именно памятники, поскольку могилы Андрея Попова и Михаила Лебедя находятся в других местах.
Три новые улицы в Белгороде получили имена Александра Матросова, генерала Иосифа Апанасенко и генерала Ивана Черняховского. В 1963 году 2-му Садовому переулку присвоили имя Николая Шершнёва. В следующем году одной из улиц города присвоили имя старшего лейтенанта Николая Измайлова. Улицу Восточную переименовали в честь рядового Сергея Пономарёва. В 1965 году улицу Бугроватую переименовали в честь Героя Советского Союза Фёдора Самохвалова. Начатая в те годы традиция продолжалась и впоследствии.
Если говорить о бюстах и памятниках, то первым в Белгороде в 1949 году был возведён монумент генералу армии Иосифу Апанасенко на привокзальной площади. Это был выдающийся военачальник. Иосиф Родионович погиб летом 1943 года и был похоронен в сквере, где сейчас расположена Соборная площадь. Впоследствии его перезахоронили. Сейчас прах генерала покоится в Ставрополе, где воздвигнут внушительный мемориал.
— Главным мемориалом Белгорода, который посвящён Великой Отечественной войне, несомненно, является Вечный огонь. Когда он появился? Как велось его проектирование?
— После освобождения Белгорода в центре и на окраинах города, а также в близлежащих сёлах находились братские захоронения советских воинов. На первых порах они выглядели очень скромно. Как правило, это были обелиски разной высоты, изготовленные из кирпича. На некоторых из них были имена павших воинов. В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов эти мемориалы начали благоустраивать и воздвигать постаменты. На них размещали скульптуры воинов либо скорбящих матерей.
В центре города, в старом сквере также находился обелиск, рядом с которым был ряд братских захоронений. В ходе реконструкции центра города потребовалось отвести место для центральной площади, а также для Дома Советов и гостиницы. Старый сквер был снесён. По постановлению горисполкома находившиеся там могилы перенесли в то место, где сейчас находится скульптурная композиция «Скорбящая мать с сыном» и горит Вечный огонь. Отмечу, что кроме советских воинов там находится прах павших в годы Гражданской войны. После этого начал возводиться мемориал с Вечным огнём. На его строительство ушло несколько лет. Говорят, что его открыли 5 августа 1959 года. Но, исходя из данных в газете, это случилось на три дня позже. Причина тому — открытие приурочили к выходным дням.
— Павел Юрьевич, были ли прецеденты, когда в Белгороде имена воинов-освободителей присваивались не только улицам, но и учреждениям?
— Да, такие случаи известны. Например, медицинскому училищу присвоили имя подпольщицы Елены Виноградской. Она помогала партизанам и расклеивала в Белгороде листовки.
Следует упомянуть, что кроме установки памятников и присвоения имён поддерживались контакты с воинскими подразделениями, которые освобождали наш город. Воины и командиры 89-й и 305-й стрелковых дивизий, других воинских подразделений приезжали в Белгород и общались с его жителями. В школах стали создаваться музеи, которые посещали ветераны. В конце пятидесятых годов наш город посещали многочисленные делегации воинов-фронтовиков, которые сражались на Курской дуге. Живое общение белгородцев с ветеранами продолжались десятилетия. Это была настоящая дружба. Многие воинские подразделения были шефами местных учебных заведений. Речь идёт не о памяти павших, а об общении с живыми участниками событий.
Ярким проявлением является празднование двадцатилетия Курской битвы и освобождения Белгорода. К 1963 году город был уже отстроен и благоустроен. Возведён новый железнодорожный вокзал. В Белгороде появились новые улицы и проспекты. Было что показать гостям и куда их пригласить. Можно продемонстрировать, что город живёт новой жизнью, и поблагодарить за это воинов-освободителей. Гости видели достижения и общались с горожанами. На праздник прибыл маршал Советского Союза Иван Конев, который в войну руководил фронтом. Он посетил те места, где находились позиции наших артиллеристов. Генерал-полковник Леонид Шумилов, бывший командующий Седьмой армией поделился с белгородцами воспоминаниями о Курской битве. Праздник двадцатилетия Курской битвы в Белгороде был очень знаменательным. Для гостей- ветеранов Белгород был не просто городом, который они когда-то освободили. Многие из них сюда неоднократно приезжали и тесно общались с белгородцами. Это была поистине большая и крепкая дружба.
Беседовал Вадим КУМЕЙКО
ФОТО ИЗ ФОНДОВ ГАНИБО
Смотрите заключительный выпуск проекта «Белгород: эпоха Победителей»