От смеха до самопознания

Серьёзно поговорить о юморе как средстве сделать мир ярче, помочь людям сблизиться или выйти из непростой ситуации попробовали с бывшим капитаном сборной КВН БелГУ, программным редактором «Белгородской медиа-группы» Дмитрием Мешковым и участником и ведущим игр КВН, «своим человеком на радио» Александром Шуриновым.

От смеха до самопознания

— Что такое чувство юмора?

Дмитрий Мешков: Я считаю, что чув­ства юмора как единого явления не су­ществует. Скорее, это комплекс чувств: в первую очередь эрудиция, ещё скорость мышления, а также умения слушать и по­нимать услышанное.

Александр Шуринов: А для меня это что-то сродни магии. Магии разлома при­чинно-следственной связи, когда вместо ожидаемого звучит неожиданное. А во­обще сложно обсуждать такие вещи. Вот есть, например, стакан, с ним всё понятно, в нём вода. А вот есть чувство юмора или нет — как тут определишь?

— А веселье какое отношение имеет к юмору?

Д.М.: Может и не иметь отношения, а быть просто результатом хорошего на­строения или вызвано щекоткой.

А.Ш.: А ещё смех может быть зара- зительным.

— А чувство юмора можно развить или это врождённое качество?

Д.М.: Думаю, развить нельзя. Можно развить умение шутить. Чувство юмора зависит, как я уже говорил, от эрудиции. Чтобы шутить и понимать шутки, нужен определённый уровень знаний. Если кру­гозор узкий, то и шуточки будут «захо­дить» попроще и поглупее. Важно не толь­ко много знать, но уметь эту информацию быстро анализировать и выдавать на неё реакцию. Очень часто шутки — это даже не что-то смешное, а просто очень быстрая реакция. На этом строится юмористиче­ская импровизация.

А.Ш.: А я не согласен насчёт эрудиции. Ведь есть много тупых анекдотов, которые просто на каких-то ситуациях возникли, они тоже смешные. Их необязательно со­чинили высокоинтеллектуальные люди.

Д.М.: Человек, который создаёт тупые анекдоты, должен иметь такую большую базу…

А.Ш.: …и уверенность, что делает что- то действительно смешное.

Д.М.: А уверенность в своей непогре­шимости существует либо у психически нездоровых людей, либо у хорошо подго­товленных.

— А как насчёт чёрного юмора? Как вы к нему относитесь?

А.Ш.: Да я даже не знаю, почему он чёрный. Мог же быть красным (хотя это, скорее, юмор советского времени) или голубым (голубой же уже смешно), или жёлтым (это, наверное, про снег?). Чёрно­го много разновидностей, он может быть связан со смертью или физическими недо­статками человека, а может — с африкан­ским континентом.

— А вы вообще любите чёрный юмор?

А.Ш.: Я вообще нет.

Д.М.: А я вообще да. Я по жизни «да». Потому что, когда весело, я шучу, а когда нет — отшучиваюсь.

— Часто вас юмор спасает в каких-то сложных ситуациях?

А.Ш.: Конечно, юмор помогает, но ни­каких конкретных историй в голову не при­ходит.

Д.М.: Юмор — прекрасный способ пере­вести тему, когда возникает какая-то на­пряжённая ситуация. Пошутил — и уровень доверия к тебе автоматически вырос и разговор пошёл о другом.

А.Ш.: Ага, вот нападут на тебя в тём­ном переулке, а ты им такой: «Слушай анекдот!».

Д.М.: Я вообще считаю, что анекдот — жанр вымирающий.

А.Ш.: Анекдот умер, а Маменко нет…

Д.М.: А Маменко просто никто не ска­зал. Он выходит, рассказывает, ему вклю­чают фонограмму смеха, и он думает, что всё классно. А ведь просто остановить, сказать: «Слушай, Маменко…».

— А почему анекдот умер?

А.Ш.: Да не умер он!

Д.М.: Просто раньше основной темой анекдотов была политика, а сейчас любые новости — один сплошной анекдот, не надо ничего придумывать. И скорость коммуни­кации увеличилась до такого уровня, что просто анекдот не успевает зародиться.

А.Ш.: Мы тут с Дмитрием обсуждали возможности искусственного интеллекта и пришли к выводу, что нельзя создать та­кой ИИ, который мог бы придумать анек­дот или смешной рассказ. Может, что-то близкое по смыслу, но никак не вызываю­щее искренний смех.

— А вообще современный мир как-то повлиял на развитие юмора? Сейчас, например, популярны короткие видео и картинки, так называемые мемы (сло­ва или изображения, которые имеют оди­наковое для всех значение и считаются смешными. — Прим.ред.).

Д.М.: Юмор откровенно мемифициро­вался (как раз от слова «мем»). Например, в современном юморе есть такое явле­ние, как комедия наблюдений: юмористы находят часто повторяющееся событие, которое гарантированно имеет отклик у слушателей, и шутят на эту тему. Но сей­час получается, что сначала потребителю дают какой-то мем, приучают его к тому, что это смешно, а потом его «обшучива­ют».

— А шутить стало сложнее или, на­оборот, легче?

Д.М.: Ну мы же профессионалы. Нам всё по плечу. Для тех, кто умел шутить раньше, сейчас шутить проще — всё очень коротко и узнаваемо для зрителей. Напри­мер, ты пишешь слово «когда» и это уже мем. Поэтому появилась масса людей, считающих, что они юмористы.

— А вам не становится от этого скуч­но?

Д.М.: Когда я сотрудничал с одним юмористическим ТВ-шоу, то писал очень много шуток, чтобы себя порадовать и им было из чего выбрать. Там обязательно были интеллектуальные шутки: и то, что, по- моему, понравится зрителю, и то, что понравится редакции программы, и то, что в конечном счёте купят, — как правило, это были разные шутки. Поэтому мне не слож­но, а интересно шутить по-разному.

— Существует ли сейчас интеллекту­альный юмор и где его найти?

Д.М.: Вопрос даже не в интеллектуаль­ности, а в литературности юмора. Хоро­шая шутка строится из красиво, грамотно выстроенного предложения.

— Какая польза от чувства юмора?

А.Ш.: Чувство юмора есть у каждого, просто мы смеёмся по разному поводу и с разных шуток. Это некий признак куль­туры, по нему можно определить, какой человек национальности или территори­альной принадлежности. Говорят: женись на женщине, которая смеётся над теми же шутками, что и ты.

Д.М.: Может, «над твоими шутками»?

А.Ш.: О, ну это вообще повезло. Пото­му ты до сих пор и не женат?

— А бывают ситуации, когда шутить не стоит?

Д.М.: Шутить можно всегда, вопрос лишь в том, насколько ты владеешь этим инструментом. Порой можно пошутить и в очень серьёзной обстановке и это «зай- дёт».

— Почему сейчас так много юмори­стических шоу?

Д.М.: Благодаря такому жанру, как стен­дап, когда человек рассказывает якобы историю из жизни, а люди смеются, воз­никло ощущение, что шутить — это очень легко, поэтому и наплодилось всяких. Кто-то смеётся над ними, а кому-то это реально смешно. Я всё равно думаю, что тут вопрос в пропаганде: кто-то придумал, что та или иная ситуация смешная, и все начинают её использовать, как некий мем.

А.Ш.: Ну, мем — это же идея, а идеи правят миром. Никуда от этого не денешь­ся. Вот идея, что это смешно, завладела каким-то количеством умов. Психологи провели эксперимент: несколько десят­ков человек загнали в один зал и сказали: ходите по нему как хотите, а нескольким задали определённую траекторию. И как только число последних достигло трёх процентов, остальные начали присоеди­няться к ним. Мы стадные. И меньшинство управляет миром. И не те, у кого все день­ги мира, а те, у кого есть идеи куда идти. Они и решают, что смешно.

Д.М.: Большинство шуток строится по принципу «заход — добивка», то есть это некий рассказ и неожиданная концовка. Между ними находится коннектор — слово, которое меняет смысл сказанного внача­ле, отчего оно становится смешным. Та­ким образом шутить можно над чем угод­но. Правда, узнав теорию, ты не станешь юмористом.

— Отличается ли юмор в других стра­нах и регионах?

А.Ш.: Мне кажется, больших различий нет, если это качественный юмор. Есть представители других наций, которых в хорошем переводе можно слушать и сме­яться, потому что они выбирают темы не местечковые, а глобальные и всем понят­ные.

Д.М.: Раньше было различие между соцлагерем и каплагерем, мы по-разному жили. Поэтому какие-то шутки могли быть не поняты одними или другими. А сейчас такого нет, так что всё зависит от уровня развития. Хотя есть языковые особенно­сти. Наш язык очень богат, поэтому шутки могут строиться за счёт игры слов.

А.Ш.: Есть, конечно, зависимость от условий, в которых человек находится. Недавно наш знакомый Борис Мелокум придумал очень хорошую шутку: « — Доро­гой, скажи мне три главных слова! — Отбой ракетной опасности». Она уже ушла в на­род и вызывает улыбку у тех, кто ощущает на себе всё происходящее в приграничье, а людям из других регионов будет непо­нятна.

— Получается, юмор — это ещё и спо­соб справиться с тяжёлой ситуацией?

А.Ш.: Конечно, но это происходит не­осознанно, как естественная реакция на события жизни.

 

Беседовал Сергей ЕЛИСЕЕВ
ФОТО «БЕЛГОРОД-МЕДИА»

Смотрите полную версию интервью

Exit mobile version