— Андрей Валерьевич, вы родились в Тамбове, а большую часть жизни провели в Белгороде. Какое место в вашем сердце занимает каждый из городов?
— О Тамбове и детстве всегда вспоминаю тепло. Но так, конечно, всё осознанное связано с Белгородом. Тамбов — это сердце, Белгород — мозг, здесь проходит более осмысленная часть жизни.
— Вы педагог по образованию, преподавали в вузе, почему не остались на этой стезе и как оказались в журналистике?
— Считал, что педагогика требует взгляда серьёзного, немного свысока. А журналистика — это когда на равных с коллегами, героями. Я за равенство. Вспомнился такой случай. Мне было года 22, я преподавал в институте, но шёл на институтский стадион играть в футбол в спортивной одежде. По дороге встретил знакомую студентку (может, на пару лет моложе). К ней приехала мама. Мы перекинулись парой слов, а потом девушка рассказывает, что мама неодобрительно отозвалась о форме моей одежды и спросила что-то вроде: «Что у тебя за знакомые?». А моя знакомая ответила: «Мама, это, между прочим, преподаватель нашего института». Та была в шоке.
— В нашей сфере деятельности принято оценивать достижения человека по победам в профессиональных конкурсах. А какие бы вы выбрали критерии, позволяющие назвать коллегу хорошим журналистом?
— Один критерий. Хороший профессиональный текст. Остальное — вторично.
— Какие из своих работ за более чем 40-летнюю профессиональную деятельность вы считаете особенно ценными?
— Их много было. По общественной ценности — материалы в «Комсомольской правде», по которым прокуратура возбуждала дела и отменяла решения властей. Они касались транспорта и льготного проезда. В «Смене» в начале 90-х были материалы, после опубликования которых руководители регионального масштаба уходили в отставку. Перечень большой, и темы разные.
— Вы работали в «Ленинской смене» (позже «Смена»), в ГТРК «Белгород», были собкором РИА «Новости» в области, руководили редакциями газет «Комсомольская правда. Белгород», «Меридиан. Белгород — Старый Оскол», «Наш Белгород». Какое время было самое «золотое» и в какой степени времена влияют на результат журналистской работы и на удовлетворённость ею автора?
— Есть хорошее во многих временах. Но, наверное, «золотое» время — это перестройка и начало 90-х. Я иногда говорю, что «перестройка» меня испортила как журналиста. Начинать практически в такое время значило расти, развиваться, чувствовать себя свободным. Поэтому после многое уже казалось пресным. Хотя найти свою нишу можно в любое время.
— У вас есть опыт работы в печатных изданиях, на ТВ, радио и в информагентстве, но в итоге всё-таки выбрали печать, или она выбрала вас? И почему?
— В газете всегда больше возможностей самовыражения. В прежние времена была такая схема получения информации: послушать по радио, посмотреть сюжет на ТВ, прочитать аналитический материал в газете. Вот в этой аналитике и соль. Хотя сейчас аналитику можно писать и на интернет-ресурсах. Меняются площадки — суть остаётся.
— Ваш день рождения почти совпадает с Международным днём спортивного журналиста. Случайность или знак? Могли бы одному этому направлению посвятить свою жизнь?
— Случайность, наверное. На самом деле я давно не считаю себя спортивным журналистом, хотя спорт сопровождает меня всю жизнь. Вспоминаю: когда работал в РИА «Новости», вечером раздаётся звонок от курирующего редактора. Как правило, это ни о чём хорошем не говорило. А тут вдруг слышу слова похвалы. За что? Оказывается, я здорово пишу о спорте. И такое было.
— А как у вас самого сложились отношения со спортом? Занимались ли чем-то профессионально и во что сыграли бы сейчас?
— Не скажу, что профессионально. Но в школе занимался баскетболом и боксом. При этом у знаковых в Белгороде людей. Баскетболом — у Георгия Михайловича Саакяна, а боксом — у Владимира Николаевича Беседина и немного у Валентина Денисовича Иванова. Хотя больше любил футбол. Вот в футболисты я бы пошёл, наверное. Пенальти пробью и сейчас.
— Как думаете, в какой-нибудь альтернативной реальности если не журналистом, то кем могли бы стать?
— История не терпит сослагательного наклонения. Впрочем, когда-то занимался в театральной студии, и руководитель советовал мне попробовать поступить в Москву в Щукинское театральное училище. Не рискнул.
— Как известно, в печать вышли три книги вашей прозы, есть и стихи — их можно найти в сети. Насколько серьёзно вы относитесь к писательству, как на него влияет журналистика и наоборот?
— Несерьёзно относиться к написанию произведений больших жанров (повести, романы) нельзя. Они требуют полной самоотдачи. А сферы, наверное, смежные. И школа журналистики, конечно, помогает. Но, скорее, как жизненная школа. Вообще сюжеты предпочитаю придумывать. Благо, нет проблем с фантазией.
— Что сейчас в работе у писателя Андрея Юдина? Предыдущие произведения мне очень понравились, особенно те, что с элементами детектива. Будут ли другие жанры, может быть, автобиографичный роман? Вам давно пора стать главным героем.
— Мемуары? Наверное, рано. Или нет? Недавно закончил повесть. Она называется «Командировка». И, кстати, возвращаясь к предыдущему вопросу, хоть сюжет выдуманный, но он связан с реальной работой журналиста. Есть намётки новых произведений, но пока анонсировать их не буду.
— В сложившейся непростой оперативной обстановке, не хотелось ли вам уехать в другой город, например, Тамбов, поменять работу или вовсе уйти в писательство?
— Обстановка, в том числе оперативная, она больше в душе. У меня уж точно. И есть такая поговорка, что, мол, от себя не убежишь. Надо только верить в лучшее.
Беседовала Марина МИНДОЛИНА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА