Светись, таланта торжество!

В Белгородском художественном музее работает ретроспективная выставка заслуженного художника РСФСР Григория Гритчина, приуроченная к 100-летию мастера.

Это удивительный человек, который, несмотря на превратности судьбы, упорно шёл к своей мечте и призванию. Не слу­чайно на его памятнике надпись: «Прегра­ды все преодолев и жизнь изведав по кру­пицам, ты сохранил полёт орла и сердце чистой голубицы».

Он был шестым ребёнком в большой сельской семье и с детства мечтал стать художником. Его старшая дочь Светлана Григорьевна рассказывает, что отец де­лился вопоминаниями, как ещё в четырёх­летнем возрасте, он малыш, у которого не было ни бумаги, ни карандашей, вырывал траву, утаптывал ножками землю и рисо­вал на этом импровизированном полотне. И когда в их село в Семипалатинской об­ласти приехал художник, мальчишка часа­ми украдкой наблюдал за его работой. А потом грянула война, спутав все планы и на годы отодвинув мечты.

В 1942 году Григорий Иванович ушёл служить в Амурскую Краснознамённую флотилию, и только после 10 лет службы в Уссурийском дивизионе бронекатеров поступил в Биробиджанское художествен­ное училище. Но останавливаться на до­стигнутом не собирался. После окончания учёбы в 1958 году он продолжил образо­вание в Харьковском художественно-про­мышленном институте. К тому времени у Григория Ивановича уже была своя семья, а муж родной сестры супруги, тоже моряк, был родом из Харькова. Он-то и рассказал о наборе в вуз. Так в 34 года вместе со вчерашними школьниками Григорий Ива­нович вновь стал учиться. Белгородские журналисты, рассказывая о художнике, сравнивали его с Михаилом Ломоносо­вым. И это логично. Взрослый человек, фронтовик, глава семейства наравне с мо­лодёжью осваивал основные дисциплины, и хотя первые годы учёбы давались ему нелегко, благодаря своему упорству и не­уёмному стремлению получить любимую профессию он стал единственным в институте Ленинским стипендиатом.

В 1964 году выпускник театрально-де­корационного отделения Гритчин пере­ехал в Белгород и стал главным худож­ником Белгородского драматического театра. А ещё Григорий Иванович более 10 лет возглавлял Белгородскую органи­зацию Союза художников СССР. Это было непростое время становления творческо­го союза, которое требовало немало сил. И он не жалел их, чтобы помочь своим коллегам.

Талант художника Гритчина многогра­нен. Пейзажи, портреты, сценография, рисунки — такое богатое наследие оставил он потомкам. В фондах Белгородского художественного музея — около 70 его ра­бот. На выставке представлены и ранние пейзажи, и эскизы к спектаклям, которые стали эталоном мастерства для следую­щих поколений театральных художников. Он создавал не просто декорации, а зри­тельный образ произведения. К примеру, в его эскизах к спектаклю «А зори здесь тихие» — это белоснежная фата, в финале разорванная и растоптанная, как судьбы героинь. Его работы экпонировались на всесоюзных и всероссийских выставках и даже хранятся в Государственном театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве.

Портреты, представленные на выстав­ке, демонстрируют умение художника отобразить внутренний мир героя, передать его настроение. В экспозиции есть «Портрет жены» и впервые в стенах музея мож­но увидеть портреты дочерей художника Светланы и Елены из частных коллекций.

О таланте и трудолюбии Григория Ива­новича можно слагать легенды. Елена Григорьевна вспоминает о его поездке в Париж в составе делегации творческой интеллигенции. Первым делом Григорий Иванович помчался на знаменитый Мон­мартр. И там увидел парижского худож­ника за мольбертом. По мнению Гритчи­на, портрет девушки, которая позировала тому, не слишком удался. Француз понял это и предложил Григорию Ивановичу стать моделью. Но тот выступил с ответ­ным предложением — за пять минут изо­бразить француза. И когда он показал иностранному коллеге результат своей ра­боты, тот был поражён талантом русского художника, попросил его адрес и потом присылал Григорию Ивановичу художественные материалы для работ.

Он рисовал всегда и везде до послед­них дней жизни: на собрании, дома, когда ехал в электричке на дачу. И называл это «почеркушки». Особенно удавались ему изображения лиц. Александр Мосиенко, супруг его старшей дочери, вспоминает, что Григорий Иванович сразу предложил изобразить молодого человека, когда тот пришёл познакомиться с родителями бу­дущей жены: «Садись, Саша, я тебя на­рисую!». Супруги Мосиенко показывают множество набросков: это и герои театральных постановок, и уличные наблюде­ния. Казалось, художник видел самую суть человека и явления, и тогда рука мгновен­но проводила плавную линию, отображая этот образ на бумаге.

— Григорий Иванович не расставался с нашим городом 30 лет и оставил добрый след в душах всех, кто его знал. Поэтому на церемонии открытия выставки так мно­го людей делились воспоминаниями о та­лантливом художнике и замечательном человеке: это и бывший мэр города Ге­оргий Голиков, и директор драматического театра Виктор Слободчук, и многие другие гости, — поделилась заведующая отделом культурно-образовательной де­ятельности БГХМ Юлия Евсюкова, кото­рая курирует выставку.

А в завершение так и просятся строки белгородскиого поэта Виталия Щёголе­ва, которые он написал много лет назад:

«Зайдите в выставочный зал,
Вам всё откроется, как в притче,
Художник главное сказал:
«Навеки Ваш, Григорий Гритчин».

 

Выставка продлится до 4 августа.

 

Анна БАРАБАНОВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version