Это удивительный человек, который, несмотря на превратности судьбы, упорно шёл к своей мечте и призванию. Не случайно на его памятнике надпись: «Преграды все преодолев и жизнь изведав по крупицам, ты сохранил полёт орла и сердце чистой голубицы».
Он был шестым ребёнком в большой сельской семье и с детства мечтал стать художником. Его старшая дочь Светлана Григорьевна рассказывает, что отец делился вопоминаниями, как ещё в четырёхлетнем возрасте, он малыш, у которого не было ни бумаги, ни карандашей, вырывал траву, утаптывал ножками землю и рисовал на этом импровизированном полотне. И когда в их село в Семипалатинской области приехал художник, мальчишка часами украдкой наблюдал за его работой. А потом грянула война, спутав все планы и на годы отодвинув мечты.
В 1942 году Григорий Иванович ушёл служить в Амурскую Краснознамённую флотилию, и только после 10 лет службы в Уссурийском дивизионе бронекатеров поступил в Биробиджанское художественное училище. Но останавливаться на достигнутом не собирался. После окончания учёбы в 1958 году он продолжил образование в Харьковском художественно-промышленном институте. К тому времени у Григория Ивановича уже была своя семья, а муж родной сестры супруги, тоже моряк, был родом из Харькова. Он-то и рассказал о наборе в вуз. Так в 34 года вместе со вчерашними школьниками Григорий Иванович вновь стал учиться. Белгородские журналисты, рассказывая о художнике, сравнивали его с Михаилом Ломоносовым. И это логично. Взрослый человек, фронтовик, глава семейства наравне с молодёжью осваивал основные дисциплины, и хотя первые годы учёбы давались ему нелегко, благодаря своему упорству и неуёмному стремлению получить любимую профессию он стал единственным в институте Ленинским стипендиатом.
В 1964 году выпускник театрально-декорационного отделения Гритчин переехал в Белгород и стал главным художником Белгородского драматического театра. А ещё Григорий Иванович более 10 лет возглавлял Белгородскую организацию Союза художников СССР. Это было непростое время становления творческого союза, которое требовало немало сил. И он не жалел их, чтобы помочь своим коллегам.
Талант художника Гритчина многогранен. Пейзажи, портреты, сценография, рисунки — такое богатое наследие оставил он потомкам. В фондах Белгородского художественного музея — около 70 его работ. На выставке представлены и ранние пейзажи, и эскизы к спектаклям, которые стали эталоном мастерства для следующих поколений театральных художников. Он создавал не просто декорации, а зрительный образ произведения. К примеру, в его эскизах к спектаклю «А зори здесь тихие» — это белоснежная фата, в финале разорванная и растоптанная, как судьбы героинь. Его работы экпонировались на всесоюзных и всероссийских выставках и даже хранятся в Государственном театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве.
Портреты, представленные на выставке, демонстрируют умение художника отобразить внутренний мир героя, передать его настроение. В экспозиции есть «Портрет жены» и впервые в стенах музея можно увидеть портреты дочерей художника Светланы и Елены из частных коллекций.
О таланте и трудолюбии Григория Ивановича можно слагать легенды. Елена Григорьевна вспоминает о его поездке в Париж в составе делегации творческой интеллигенции. Первым делом Григорий Иванович помчался на знаменитый Монмартр. И там увидел парижского художника за мольбертом. По мнению Гритчина, портрет девушки, которая позировала тому, не слишком удался. Француз понял это и предложил Григорию Ивановичу стать моделью. Но тот выступил с ответным предложением — за пять минут изобразить француза. И когда он показал иностранному коллеге результат своей работы, тот был поражён талантом русского художника, попросил его адрес и потом присылал Григорию Ивановичу художественные материалы для работ.
Он рисовал всегда и везде до последних дней жизни: на собрании, дома, когда ехал в электричке на дачу. И называл это «почеркушки». Особенно удавались ему изображения лиц. Александр Мосиенко, супруг его старшей дочери, вспоминает, что Григорий Иванович сразу предложил изобразить молодого человека, когда тот пришёл познакомиться с родителями будущей жены: «Садись, Саша, я тебя нарисую!». Супруги Мосиенко показывают множество набросков: это и герои театральных постановок, и уличные наблюдения. Казалось, художник видел самую суть человека и явления, и тогда рука мгновенно проводила плавную линию, отображая этот образ на бумаге.
— Григорий Иванович не расставался с нашим городом 30 лет и оставил добрый след в душах всех, кто его знал. Поэтому на церемонии открытия выставки так много людей делились воспоминаниями о талантливом художнике и замечательном человеке: это и бывший мэр города Георгий Голиков, и директор драматического театра Виктор Слободчук, и многие другие гости, — поделилась заведующая отделом культурно-образовательной деятельности БГХМ Юлия Евсюкова, которая курирует выставку.
А в завершение так и просятся строки белгородскиого поэта Виталия Щёголева, которые он написал много лет назад:
«Зайдите в выставочный зал,
Вам всё откроется, как в притче,
Художник главное сказал:
«Навеки Ваш, Григорий Гритчин».
Выставка продлится до 4 августа.
Анна БАРАБАНОВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА