Самый тёмный час бывает перед рассветом

С 17 июня 2024 года в культурном центре «Октябрь» работает выставка графики и фотографий Анастасии Федорович и Ирины Зеленько «Без лица», привлекающая внимание к проблемам переселенцев и беженцев.

Самый тёмный час бывает перед рассветом

В какой-то момент эмоции захлестну­ли меня. Ведь когда-то слово «беженец» ассоциировалось с чем-то далёким, и скорее всего, никто из жителей региона и подумать не мог, что часть людей, про­живавших на территории Белгородской области, станет беженцами или пересе­ленцами. Более того, в окружении почти каждого горожанина сейчас есть кто-то, кому пришлось вынужденно покинуть Белгород.

Серия графических картин как раз и хочет пробудить в каждом из посе­тителей выставки своего рода чувство сопричастности к тому, от чего сейчас никто не застрахован. «Пиксельная бит­ва» — очень ёмкое название, и, по мне, оно ещё и очень философское. Хочется, чтобы все битвы, которые вынуждают людей уезжать из своих домов, остались только пиксельными, в графике, на фото или бумаге. В чём-то работы девушек загадочные и чуть пророческие. Несмо­тря на внутреннее сочетание в себе эле­ментов цифровой реальности и челове­ческой эмоциональности, в них видны глубокие человеческие переживания в условиях войны и разрушений.

— Виртуальная битва, происходя­щая на экране, становится аллегорией нашей современной жизни, где часто наблюдается нехватка истинного вза­имодействия и эмпатии, — объясняет свою задумку художница Анастасия Федорович.

На каждой картине можно увидеть боль, отчаяние, страх. Но мне показа­лось, что везде, в том числе и в рабо­тах, представленных на выставке, есть место надежде. Да, изображения пере­дают тяжёлые моменты, каждый осоз­наёт тяжесть выбора людей, которым пришлось уехать, потерять отчасти свои мечты и цели. Но самый тёмный час бы­вает перед рассветом! По крайне мере очень хочется в это верить.

Автор серии картин — Анастасия Фе­дорович — показала красоту и трагедию одновременно. Доходчивое и чёткое объяснение через призму творчества, искусства вызывает у зрителя понима­ние сложностей, с которыми сталкива­ются беженцы во время военных кон­фликтов.

Самое поразительное, что фотогра­фии людей без лица позволяют каждому представить, додумать: а кто же там, за кадром? А что дальше? А как сложилась жизнь каждого из этих людей? Автор со­средотачивает внимание на жизненных историях — утраченных и найденных. Но посыл о важности помощи, поддержки, сострадания и даже гуманитарной мис­сии каждого из нас читается в каждом кадре.

Очень специфично отображены на фотографиях утрированные действия посетителей центра помощи, позволя­ющие скрыть свою идентичность. Ставя во главу угла уважение к потребности сохранить анонимность, авторы копи­ровали приёмы из ленты волонтёрских чатов «ВК» и Телеграм.

Часть выставки, представленная фо­тографиями Анастасии и Ирины, пере­даёт жизненные истории беженцев и переселенцев. Ирина Зеленько — фото­граф с двенадцатилетним опытом рабо­ты из Мариуполя, Анастасия — дизайнер, руководитель центра помощи «На твоей стороне».

— Тысячи и тысячи снимков были сня­ты для отчёта о розданной гуманитарной помощи, и все с похожей просьбой: «По­жалуйста, только без лица», часто с обре­занным, замыленным лицом или спрятан­ном за смайликом. — делится Анастасия.

— Цель этого творческого проек­та — увеличить эмпатию и поддержку по отношению к вынужденным пере­селенцам, напоминая нам о важности уважения к каждому человеку, чья жизнь изменилась из-за конфликтов и бед­ствий, — объясняют задумку организато­ры выставки.

Хочется, чтобы никто из нас никог­да не столкнулся в реальной жизни с вынужденным переселением и словом «беженец». Чтобы поскорее все мы вер­нулись к привычной и спокойной жизни. И очень хочется пожелать, чтобы серд­ца наши не черствели, и мы всегда пом­нили, что помогать друг другу жизненно необходимо.

 

Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version