В какой-то момент эмоции захлестнули меня. Ведь когда-то слово «беженец» ассоциировалось с чем-то далёким, и скорее всего, никто из жителей региона и подумать не мог, что часть людей, проживавших на территории Белгородской области, станет беженцами или переселенцами. Более того, в окружении почти каждого горожанина сейчас есть кто-то, кому пришлось вынужденно покинуть Белгород.
Серия графических картин как раз и хочет пробудить в каждом из посетителей выставки своего рода чувство сопричастности к тому, от чего сейчас никто не застрахован. «Пиксельная битва» — очень ёмкое название, и, по мне, оно ещё и очень философское. Хочется, чтобы все битвы, которые вынуждают людей уезжать из своих домов, остались только пиксельными, в графике, на фото или бумаге. В чём-то работы девушек загадочные и чуть пророческие. Несмотря на внутреннее сочетание в себе элементов цифровой реальности и человеческой эмоциональности, в них видны глубокие человеческие переживания в условиях войны и разрушений.
— Виртуальная битва, происходящая на экране, становится аллегорией нашей современной жизни, где часто наблюдается нехватка истинного взаимодействия и эмпатии, — объясняет свою задумку художница Анастасия Федорович.
На каждой картине можно увидеть боль, отчаяние, страх. Но мне показалось, что везде, в том числе и в работах, представленных на выставке, есть место надежде. Да, изображения передают тяжёлые моменты, каждый осознаёт тяжесть выбора людей, которым пришлось уехать, потерять отчасти свои мечты и цели. Но самый тёмный час бывает перед рассветом! По крайне мере очень хочется в это верить.
Автор серии картин — Анастасия Федорович — показала красоту и трагедию одновременно. Доходчивое и чёткое объяснение через призму творчества, искусства вызывает у зрителя понимание сложностей, с которыми сталкиваются беженцы во время военных конфликтов.
Самое поразительное, что фотографии людей без лица позволяют каждому представить, додумать: а кто же там, за кадром? А что дальше? А как сложилась жизнь каждого из этих людей? Автор сосредотачивает внимание на жизненных историях — утраченных и найденных. Но посыл о важности помощи, поддержки, сострадания и даже гуманитарной миссии каждого из нас читается в каждом кадре.
Очень специфично отображены на фотографиях утрированные действия посетителей центра помощи, позволяющие скрыть свою идентичность. Ставя во главу угла уважение к потребности сохранить анонимность, авторы копировали приёмы из ленты волонтёрских чатов «ВК» и Телеграм.
Часть выставки, представленная фотографиями Анастасии и Ирины, передаёт жизненные истории беженцев и переселенцев. Ирина Зеленько — фотограф с двенадцатилетним опытом работы из Мариуполя, Анастасия — дизайнер, руководитель центра помощи «На твоей стороне».
— Тысячи и тысячи снимков были сняты для отчёта о розданной гуманитарной помощи, и все с похожей просьбой: «Пожалуйста, только без лица», часто с обрезанным, замыленным лицом или спрятанном за смайликом. — делится Анастасия.
— Цель этого творческого проекта — увеличить эмпатию и поддержку по отношению к вынужденным переселенцам, напоминая нам о важности уважения к каждому человеку, чья жизнь изменилась из-за конфликтов и бедствий, — объясняют задумку организаторы выставки.
Хочется, чтобы никто из нас никогда не столкнулся в реальной жизни с вынужденным переселением и словом «беженец». Чтобы поскорее все мы вернулись к привычной и спокойной жизни. И очень хочется пожелать, чтобы сердца наши не черствели, и мы всегда помнили, что помогать друг другу жизненно необходимо.
Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА