Пределы возможностей

Белгородец Халиг Кулиев выжил после аварии, но оказался в инвалидной коляске. Мечта стать признанным спортсменом в мире бодибилдинга, как и привычная жизнь, разбились в один миг. Как в такой ситуации не сломаться и найти силы для борьбы?

Пределы возможностей

— Это было 28-29 мая 2018 года. Жизнь шла своим че­редом — тренировки, работа, семья. Я вышел с работы, надел перчатки и завёл байк. Дальше провал. Потом я открыл глаза. Лежу в тёмном помещении. Первая мысль: я, наверное, умер. В этот момент почувствовал боль и по­нял — значит живой. Попытался сдвинуться, но оказалось, что я привязан. Закричал. Подошла медицинская сестра и сказала: «Ты попал в аварию». Первым делом поинте­ресовался, не сбил ли я кого-нибудь. Услышал, что нет, — рассказывает Халиг Кулиев о том страшном дне.

Он был простым работящим парнем, работал в такси, потом продавцом, любил погонять на байке.

— Халига знаю давно. Мы с ним катались на мотоциклах. У него была Yamaha R1. Он её быстренько разбил и даль­ше ездил. Я как-то, помню, написал на мотоцикле «ишак», а он расстроился, — вспоминает его соратник Евгений.

Но в какой-то момент мужчина решил изменить свою жизнь кардинально.

— Как-то интересуюсь, как у него дела. А он говорит, что начал бегать. Я был удивлён. Халиг заявил, что решил стать спортсменом. Он начал ходить в спортзал и нака­чивать мышцы. В результате стал крепким мужиком. А от мототемы отошел, когда-никогда прокатиться. Я понял, что он отдаляется, — говорит Евгений.

Но когда с Халигом случилась беда, мотоциклист стал одним из первых, кто пришёл к нему в больницу и одним из немногих, кто остался в его жизни.

— Я подумал, что это конец. От меня отвернулись дру­зья. Задним числом уволили с работы. Остались единицы близких людей. Но я ни на кого не в обиде. Друзей мало, но они настоящие. Удивительно, что те, на кого я не рас­считывал, оказались лучшими из всех. Судьба — странная штука. Сейчас мой самый близкий человек тот, с кем сре­ди мотобратьев я раньше плохо общался. Теперь мы с ним лучшие друзья. Он мне постоянно помогает. Лишь с ним я могу поделиться сокровенным, — признаётся Халиг.

А Евгений, общаясь с ним, понимает, что не стоит от­чаиваться из-за мелочей, бывают в жизни проблемы и посерьёзнее. Но главное, что всё зависит от силы духа. Если человек чего-то хочет, он будет пытаться, делать и в конце концов у него получится. Таков его друг Халиг.

— Выбирай сам: либо ты лежишь и потихоньку умира­ешь от пролежней, либо борешься за жизнь. Я хочу снова быть мужчиной. Поехал на реабилитацию в Крым, начал тренировки. Позанимался три месяца. Понял, что нужно возвращаться домой и собирать деньги — своих, чтобы продолжить занятия не было. Меня поддержали многие люди со всей России и мира. А белгородцы так просто не­реально мне помогали, — отмечает Халиг.

После пяти лет реабилитации белгородец вернулся на родину. Купил тренажёр, чтобы заниматься дома, пы­тается встать на ноги. Это даётся очень тяжело, так же как и многие казалось бы простые вещи: готовить, вклю­чать-выключить свет, ходить за покупками (много на ко­ляске не увезёшь, приходится ездить по несколько раз). Но одно дело «побухтеть» и сделать, совсем другое — сложить руки и сидеть жаловаться, считает наш герой и двигается дальше.

— Раньше я боялся выходить из квартиры — падал. И сейчас могу упасть. Но если бояться, то придётся сидеть дома, — рассуждает Халиг.

Теперь он даже ездит за рулём. Хотя перепрыгнуть с коляски в автомобиль — задача не из простых. Спасибо со­седям — каждый раз провожают и помогают загрузить ко­ляску в машину. А ещё он нашёл своё призвание и теперь работает фитнес-тренером. На тренировке встречают друзья и помогают добраться до зала.

— Халиг, как правило, отказывается, когда ему предла­гаешь помощь. Говорит: «Я сам». Инвалидом он себя не чувствует. Он вернулся в Белгород, чтобы тренировать в зале. Я ни минуты не сомневался, что пойду к нему тре­нироваться. И не ошибся — достиг хороших результатов. Халиг требовательный, — рассказывает его ученик Данил.

Наш герой отмечает, как много изменилось в его жизни после травмы и в первую очередь речь об отношении к людям, к себе и ко всему миру. Раньше он стремился по­больше заработать, не ценил того, что у него есть. Сейчас учится радоваться малому и даже способен разглядеть плюсы коляски:

— Начинаешь видеть человека и то, что он от тебя ре­ально хочет. Здоровые люди этого не замечают. Жизнь на коляске научила меня отвечать за свои слова, всегда быть уверенным только в себе и не обещать того, что не смогу сделать. Как бы это странно ни звучало, коляска подарила мне больше уверенности в собственных си­лах, — говорит он.

И всё равно Халиг стесняется своего положения. Ему непросто гулять по городу, встречать взгляды прохожих, не хочется, чтобы люди воспринимали его как инвалида. Но если не поддерживать активную жизнь, то станешь тол­стым и неприятным себе и окружающим. Это ещё хуже, считает он. Ещё труднее просить о помощи. Узнать, что после травмы не будешь ходить, было не так тяжело, как всякий раз открывать сборы денег, отмечает спортсмен. Приходится публично признавать, что нуждаешься в по­мощи, психологически для него это выглядит так. Сейчас она снова понадобилась. Мужчина копит на новую коляску, которая позволит ему быть более активным, её старто­вая цена 250 тысяч рублей.

— Редко можно встретить инвалида-колясочника в тренажёрном зале. Да, и на улице их немного. Халиг — совсем другой человек. Он мобильный, — говорит его ученик Данил.

— Человек на коляске квартиру снимает, на машине ез­дит, преодолевает любые трудности. Живёт полноценной жизнью. Ему нечего стеснятся. Я им просто восторгаюсь. У него есть сила духа. Он меня затянул меня в зал и за два месяца сделал из меня человека, — отмечает друг Евгений.

Главное, что даёт сейчас спортсмену силы — общение с дочерью. Никакому родителю не пожелает он увидеть то, что прочитал в глазах ребёнка, когда она впервые увиде­ла его в коляске. Девочка даже не сразу узнала его. В этот момент трудно было удержать слёзы, чтобы не показать свою слабость.

— Я очень люблю папу. Он сильный и меня любит. Я люблю с ним играть, — говорит об отце Эмилия, а тот при­знаётся:

— Если бы передо мной стоял выбор: реабилитация или быть рядом с дочерью, я бы выбрал второе. Это просто счастье.

А мы желаем Халигу, чтобы ему не пришлось выби­рать. И верим, что он сможет пойти и даже исполнит меч­ту снова сесть на мототранспорт. Ведь тот, кто видел, как он занимается на тренажёре, не сомневается в том, что у него всё получится.

 

Сергей ЕЛИСЕЕВ
ФОТО АНТОНА ГРЕБЕННИКОВА
Смотрите фильм «Пределы возможностей»

Exit mobile version