— Сначала предлагаю определиться с терминами. Танцор и хореограф — это одно и тоже, либо это разные понятия? В чём различия?
— Понятия абсолютно разные. Не каждый танцовщик станет хореографом. Впрочем, необязательно, чтобы талантливый хореограф или постановщик ранее танцевал. Я прошла путь от танцовщика до хореографа, поэтому мне в чём-то проще адаптироваться. Я понимаю, как это устроено. На хореографа сложно равняться, чтобы понять, как рождается танец. Не каждое учебное заведение может перестроить мозг танцовщика на постановщика. Танцовщику проще, поскольку он просто выполняет задачи. Сейчас очень развит современный танец и импровизации, как сейчас любят говорить «танец в потоке», без предварительных зарисовок. Но танцору может быть сложно выполнять задачи другого хореографа, либо исполнять танец в другой стилистике. Абсолютно необязательно, чтобы хореограф сначала был танцовщиком, как и не всякий танцовщик впоследствии станет хореографом.
— Танцевать может любой человек? Что нужно, чтобы пуститься в пляс и получать от этого удовольствие?
— Чтобы пуститься в пляс, человек должен хотеть танцевать. Я убеждена, что человек любого возраста и комплекции может начать танцевать. Для этого требуется лишь его желание. У меня есть опыт, когда ко мне приходили 21-летние девушки, которые сейчас уже являются педагогами студии. При этом они не имели особых данных, таких, например, которые требуются в балете. За пять лет они раскрылись как шикарные постановщики. Они просто хотели этим заниматься.
Сейчас у меня в коллективе есть девушка, которая работает в скорой помощи. После дежурства она приходит на репетицию. При этом она успевает учить танцы и даже выезжать на конкурсы. Для неё это своеобразная терапия. По её словам, даже сон так не восстанавливает после суток дежурств, как занятие танцами.
Приходят дети без каких-либо супер- данных, но они живые и музыкальные. Смотришь на них и видишь, насколько они органичны. Трудно поверить, что ребёнок, услышав музыку и выйдя на сцену, сможет настолько раскрыться.
— Расхожая фраза: «Танцуй так, будто тебя никто не видит». Насколько этот совет помогает? Как это соотносится с выступлениями на сцене перед публикой?
— Дело, наверное, в опыте. Для танцора очень важно уметь отключиться. Одно дело выступать в большом зале, совсем другое — в замкнутом пространстве. Танцор должен уметь себя вести независимо от того, что происходит вокруг него.
— Какими качествами должен обладать человек, который мечтает связать свою жизнь с танцами? В балете одни требования, в современных танцах — совсем другие. Есть ли между ними что-либо общее?
— В танцах, как и в жизни, важны терпение и труд. Своим ученикам я говорю, что не бывает так: только пришёл и уже профессионал из первой линии. Надо много работать и что-то при этом перетерпеть. Если мы говорим о физических данных, то здесь у хореографов различные подходы. В балете, например, линейкой замеряют длину ног и ахиллесовых сухожилий, рассматривают линию рук и их изгиб. Причём всё с учётом возраста. В современном танце в России на данном этапе его развития строгие стандарты отсутствуют. В хип-хопе акцент в первую очередь делается на музыкальность. При этом всему можно научиться. Когда я начала заниматься танцами, то с музыкальностью было туго. Пришла из художественной гимнастики, где была абсолютно иная специфика. Пришлось родителям покупать метроном, чтобы я смогла освоить такты и полутакты. Всему можно научиться.
— С какого возраста дети могут начать заниматься танцами?
— Мы берём детей с трёх лет. Первые полгода занятия продолжаются 40 минут. Спустя год занятий у нас обязательно проводится отчётный концерт. Дети выходят на сцену и выступают.
— В моём детстве занятия танцами, по крайней мере среди мальчиков, были не самыми популярными. Как сейчас?
— Сейчас танцы очень популярны. Многие это связывают с различными телевизионными шоу. Когда я начинала танцевать, в Белгороде было три танцевальных коллектива численность по 350 человек. Они находились в разных частях города. Каждый коллектив занимал свою нишу. Когда я пришла на кастинг в студию «Dance Xaoc», люди сидели даже на ступеньках, поскольку зал был заполнен битком. В Белгороде до последних событий насчитывалось более трёхсот танцевальных коллективов. Спрос рождает предложение. Это хорошо, поскольку дети должны чем-то заниматься во внеурочное время. Многое, конечно, зависит от профессионализма педагога.
— Где в Белгороде можно получить образование хореографа? Насколько для этой профессии важны специальное образование и диплом?
— Белгородский государственный институт искусств и культуры пока единственное в области образовательное учреждение, которое готовит хореографов и режиссёров. Специальное образование — это хорошая база, иной профессиональный уровень. Я бы хотела, чтобы у меня в студии работали педагоги с высшим профильным образованием. Другой вопрос, что наличие диплома ещё не означает, что педагог может перестать расти в своём развитии.
— Насколько сейчас востребована профессия хореографа и где он может работать?
— Сейчас в Белгороде, по понятным причинам, профессия хореографа, к сожалению, не очень востребована. Я и мои коллеги со времён ковида и начала СВО продолжаем адаптироваться. Думаю, что когда-то всё будет хорошо. Мы вернёмся в свои залы к юным воспитанникам. Что касается России, то в стране много танцевальных студий и можно найти работу без особых проблем.
— Ксения, расскажи, как ты начала танцевать и где затем получила профильное образование?
— Я пришла в коллектив студии, когда училась в девятом классе. Мне понравилась оригинальная афиша, на которой было написано «Пятая весна. Отчётный концерт «Dance Xaoc». На концерт я не попала, но запомнила. В сентябре в студию был набор, и я пошла на кастинг. Со мной пошли две одноклассницы, чтобы поддержать. Меня сразу взяли в основной состав. Думаю, это связано с хорошей растяжкой, хотя и при отсутствии музыкального слуха. На сцене мне было некомфортно. Эти ощущения я помню до сих пор.
На первую репетицию меня привела мама. Первую неделю я присматривалась. Потом мне дали задание выучить номер. Взрослые девочки взялись мне помочь. С этого начался мой долгий интересный путь в хореографию.
Осознание того, что мне нравится танцевать, и я хотела бы просто выступать на институтских концертах, пришло ко мне в 18 лет. Тогда я поймала себя на мысли, что мне не страшно выступать. Начала ездить по мастер-классам. Поехала учиться за границу. Начинала с ближнего зарубежья. Там уже тогда не заучивали связки движений, а импровизировали. Потом в Израиль. Считаю большим везением, что мне удалось пообщаться с прославленными хореографами и почерпнуть у них танцевальную лексику.
— Когда ты поняла, что танцовщик — это хорошо, но надо добиваться большего?
— Я училась на первом курсе факультета журналистики БелГУ. Декан задала мне вопрос: «Ксюша, может тебе лучше в институт культуры?» Помню, как мне доверили в студии группу детей. Спустя год занятий с ними я решила: вроде бы неплохо, но хочется большего.
— Ксения, раскрой секрет, как тебе удаётся быть строгим преподавателем и добиваться любви воспитанников.
— Наверное, надо просто любить дело, которым занимаешься. А ещё надо разговаривать с детьми и взрослыми. Много решает юмор. Он позволяет балансировать. Важно чувствовать настроение человека.
— Расскажи, пожалуйста, о своей команде? Как строятся отношения внутри педагогического состава студии?
— Моя команда — это мой тыл. Сейчас некоторые мои сотрудницы по различным причинам уехали из Белгорода. Но, мы все остаёмся на связи и поддерживаем друг с другом тёплые отношения. Это люди, на которых я могу всегда положиться. И они всегда могут положиться на меня. Это большая работа и большое уважение друг к другу. Без уважения в команде никак.
— Кто из белгородских танцоров тебя вдохновляет и почему?
— Я очень люблю народный танец. У нас на базе института есть прекрасный коллектив «Забава», в котором преподаёт Елена Никифорова. Я получаю от его репетиций и выступлений колоссальное удовольствие. Нельзя не упомянуть также коллектив «Калинка» во Дворце детского творчества, где уже много лет преподаёт семейная династия. Они все потрясающие и у меня глаз радуется, когда я вижу, как люди работают. Есть отличные коллективы в школе искусств нашей белгородской. На данный момент это единственное профильное учреждение, где можно обучиться классическому танцу. Там прекрасные педагоги воспитывают очаровательных девочек, дают им балетное образование, с которым они очень успешно поступают в институты на балетные специальности.
— Ты являешься автором довольно больших танцевальных постановок и даже спектаклей. Расскажи, пожалуйста, о своих хореографических проектах.
— Первая постановка была остросоциальной. Она основывалась на печальном опыте одной из моих учениц, который был связан с домашним насилием. Спектакль назывался «Сама виновата». В нём нет никакого насилия, а наоборот транслируется мысль о бережном отношении в семье друг к другу. Кроме того, нельзя равнодушно относиться к чужой беде. После премьеры спектакля все исполнительницы плакали. Терапевтическая функция постановки, по моему мнению, была достигнута.
Сейчас мы готовим премьеру спектакля «Россия для любви». В нём задействованы все возрастные составы студии. Постановка получается не только патриотической, но и доброй. Она готова уже на 80%. Для её завершения необходимо, чтобы изменилась оперативная обстановка в городе и мы продолжили заниматься.
Рады сообщить нашим читателям, что на момент выхода этой публикации занятия в танцевальной студии «Dance Хоас» возобновились, а значит, скоро можно ждать премьеры.
Беседовал Вадим КУМЕЙКО
ФОТО «БЕЛГОРОД-МЕДИА»
Новый выпуск проекта и танцевальный мастер-класс смотрите по ссылке