— Как вы связали свою жизнь с флотом и авиацией?
Владимир Астапов: С детства мечтал об этом, поскольку родился в Севастополе. По окончании школы без раздумий поступил в военно-морское училище. Службу проходил на Черноморском флоте. Потом по воле судьбы попал в ряды МЧС, где дослужился до должности заместителя начальника Главного управления МЧС Белгородской области. Выйдя на пенсию, пошёл работать в школу.
Ярослав Миронюк: С детства мне нравились самолёты. В четвёртом классе я твёрдо решил поступить в училище и стать лётчиком. По окончании восьмилетней школы в деревне понял, что надо вступить в аэроклуб, получить первоначальные навыки для поступления в военное училище. Переехал в город. Там в клубе готовили лишь парашютистов. Я сделал свои первые прыжки, вновь сменил место жительства, позанимался в планерной секции. Со временем поступил в военное авиационное училище. По его окончании служил на Дальнем Востоке, в Западной группе войск в Германии, а затем в Ростове-на-Дону. После увольнения в запас часто вспоминал планерную секцию. Стал задумываться, какой выбрать город, чтобы там был подходящий аэроклуб, и выбрал Белгород. Судьба привела нас с супругой в гостиницу «Патриот», которая находится на базе ДОСААФ России. Зашёл к ним, познакомился с начальником и его заместителем Сергеем Череватовым, который занимался предполётной подготовкой. Мы с ним дружим до сих пор. Рассказал Сергею свою судьбу и заявил, что хочу заниматься в клубе. Отмечу, что в советские времена в клуб принимали до определённого возраста — до 23 лет. Сергей сказал: «Завтра у нас полёты. Если есть такое большое желание, то приглашаю». Приехал на аэродром, полетал и решил, что остаюсь. С тех пор моя судьба связана с ДОСААФ России. Сначала я долгое время был спортсменом в планерном звене. Потом мне предложили возглавить военно-патриотический клуб. Мне нравиться эта работа. К тому же пригодились педагогические навыки, полученные в институте физкультуры.
— Вы за свою жизнь не раз поменяли место жительства. Насколько для вас это было сложно?
Я.М.: Если бы в нашем посёлке был аэроклуб, то я бы там непременно остался. В то время был журнал «Крылья Родины», каждый выпуск которого я ждал с нетерпением. Родители это видели, а потому от достижения мечты меня не отговаривали. Мать, конечно, переживала, поскольку прыжки с парашютом и полёты на планере сопряжены с определённым риском. Потом смена жительства была связана со службой. Конечно, это нелегко. Полностью согласен с пословицей, что каждый переезд равносилен пожару.
В.А.: Я более стационарный человек. От Чёрного моря я не отрывался и вся моя служба прошла там. Сначала служил в Поти на Кавказе, а потом в Севастополе, где у меня прошла большая часть жизни. В Белгород переехал к супруге. Думаю, что у каждого человека есть круговой цикл. У меня он повторился дважды. Первый из них связан с Белгородом, а второй — с улицей Есенина. Перед поступлением в военное училище я прошёл срочную службу в 93-й гвардейской дивизии, которая освобождала Белгород. К тому же, жена у меня — белгородка. Что касается Есенина, то на экзаменах я читал стихи этого великого русского поэта, а теперь живу на улице его имени. Считаю, что это — судьба.
— Сложно ли руководить военно-патриотическим клубом? Какие моральные и физические усилия приходится затрачивать?
В.А.: Думаю, что человек должен созреть для этой работы, решить: надо ли это мне и что я могу передать детям. Следует также определиться, что из твоей профессии хочется передать молодёжи. Быть руководителем военно-патриотического клуба, скажу прямо, нелегко. Приходится решать много административных вопросов, а также общаться с детьми и их родителями.
— Чему вы учите воспитанников?
Я.М.: У каждого военно-патриотического клуба имеется своя программа. Однако есть общие направления. Например, начальная военная подготовка, которая включает строевые приёмы, огневую подготовку, сборку/разборку автомата, тактические занятия и прочее. Большое внимание в клубах уделяется физической подготовке. Это пригодится всем ребятам во время действительной воинской службы, в каких войсках они бы ни служили. Воспитанникам, которые решили связать свою жизнь с авиацией, наш клуб даёт возможность определиться в правильности выбора профессии. В 2009 году мы провели, при поддержке руководителя ДОСААФ РФ Александра Ахтырского, первые лагерные сборы в Орле. Они продолжались около двух недель на базе аэропланерного клуба. Ребята поработали на тренажёрах, сдали зачёты, а также сделали с инструктором по несколько ознакомительных полётов на планере. У ребят были сильные эмоции.
— Руководитель клуба должен быть не только военным специалистом, но и хорошим педагогом, ведь перед вами стоит задача воспитать достойного человека-патриота. Не так ли?
В.А.: Совершенно верно. Стараюсь быть с воспитанниками максимально откровенным. Если я им что-либо пообещал, то стараюсь обязательно выполнить. В противном случае твой авторитет в глазах ребят падает.
— С воспитанниками вы общаетесь только официально?
В.А.: Иногда надо поговорить с воспитанником по душам. Однако при этом нужно соблюдать субординацию. Панибратство с руководителем недопустимо. При этом мы общаемся с ребятами на различные темы как все вместе, так индивидуально.
— Как давно вы руководите своим клубом?
В.А.: Возглавляю детско-юношескую флотилию с 2015 года.
Я.М.: Я являюсь руководителем военно-патриотического авиационного клуба «Крылья Белгородчины» уже почти двадцать лет.
— Дети, которые приходили в клуб в начале вашей деятельности, и нынешние отличаются?
В.А.: Отличия, конечно, имеются. Сейчас ребята менее мотивированы. Воспитанников приходится перенастраивать. Приходится узнавать, кем они хотели бы стать, мотивировать.
Я.М.: Раньше было легче, поскольку дети больше интересовались. Сейчас многих интересуют лишь гаджеты и компьютерные игры. Понимаю, что и без этого нельзя, но должен быть разумный баланс. Хорошо, если эту точку зрения разделяют родители. С воспитанниками стало труднее разговаривать и находить общий язык.
— Как часто вам приходится обращаться к родителям за помощью в воспитании ребёнка?
В.А.: Вопрос не совсем корректный. Я придерживаюсь той точки зрения, что «сор из избы не выносится». Если хочешь воспитать ребёнка, то это надо делать в своём коллективе. Я никогда не обращаюсь за помощью к родителям. Если вопрос становится ребром, то ребёнок сам понимает, что в клубе ему не место. В военно-патриотических клубах занимаются ребята, которым это интересно. Обеспечить это — главная задача руководителя.
— Какой баланс выдерживается в клубе между теорией и практикой?
В.А.: Теория и практика занимают практически равное время. Теория проще. Руководитель показывает и рассказывает ребятам основы, а потом они пытаются воспроизвести это на тренажёрах. Летом все эти знания воспитанники применяют на практике. При этом каждый ребёнок получает какой-либо разряд. Это его стимулирует.
Я.М.: По моему мнению, чрезмерно «грузить» детей теорией в области авиации не следует. Она далеко не всеми, в силу возраста, воспринимается. Ребятам нравятся занятия на тренажёрах. Сначала у них не всё получается, но со временем они осваивают симуляцию полёта на планере. Это ребят увлекает.
— Кого больше в военно-патриотических клубах — девочек или мальчиков? Как эта пропорция год от года меняется?
Я.М.: Примерно поровну. Даже девочек, наверное, больше. Не скажу, что все они хотят стать лётчиками, но им это нравится. Ребята приходят в клуб с конкретной целью — стать лётчиками. Увы, далеко не у всех это получается в связи с состоянием здоровья. Некоторые из них идут учиться на авиационных техников. Я тоже окончил военное техническое училище, а потом, придя в систему ДОСААФ России (мне было уже сорок лет), начал летать на планере.
В.А.: В нашем клубе мальчиков больше. Девочек военные вузы не особо жалуют. Отбор в них очень жёсткий. Хотя в клубе девочки порой выполняют упражнения лучше, чем мальчики.
— Как сейчас обстоят дела с военно-патриотическими клубами? Насколько активно они развиваются?
Я.М.: Мы не отслеживаем, какое количество клубов на территории Белгорода и в нашей области. Отмечу, что раньше клубов было больше. Потом увеличился возрастной ценз воспитанников, стали брать малышей. Если клуб хочет себя проявить, то он участвует в различных соревнованиях. Например, в Белгороде проводятся соревнования кадетских классов и военно-патриотических клубов.
— Как стать воспитанником военно-патриотического клуба? Насколько это сложно?
Я.М.: Главное — желание ребёнка и его родителей. В младшей группе желание родителей стоит на первом месте. Ребёнка приводят к нам за руку, а потом выбор за ним.
В.А.: Хочу обратиться к юношам и девушкам, которые мечтают связать свою жизнь с авиацией. Приходите к нам в военно-патриотический авиационный клуб «Крылья Белгородчины». Здесь вы получите основы общевойсковой подготовки, а также знания по специальным авиационным дисциплинам. С недавнего времени мы тесно сотрудничаем с московской школой с первоначальной лётной подготовкой. Наши курсанты имеют возможность принять участие в проекте «Как стать пилотом» программы «Школа — вуз — авиакомпания». Она получила поддержку Министерства транспорта России и Федерального агентства воздушного транспорта. Ребята, которые участвуют в ней, имеют большие шансы поступить в вузы, связанные с авиацией.
Беседовал Сергей ЕЛИСЕЕВ
ФОТО АНТОНА НЕКРАСОВА