Вместе в жизни и творчестве

В Белгородском государственном художественном музее в рамках проекта «Творческий союз» состоялось открытие выставки живописи, графики и фотографии представителей поколения «семидесятников» - супругов Николая Белянова и Тамары Гудзенко, организованной Фондом содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры в Белгородской области «Наследие».

Жизненный путь авторов начинался в Поволжье, их знакомство состоялось в Пензенском художественном училище. В 1974 — 1986 годах Николай Белянов и Тамара Гудзенко жили в Томске, затем переехали в Москву. И название выставки «Двое» очень характеризует их совмест­ный жизненный путь, они всегда были ря­дом. На примере более чем полувекового творческого и семейного союза авторов мы понимаем ценность семьи, поддержки, взаимного уважения и даже нескончае­мого вдохновения, получаемого друг для друга.

На выставке впервые в Белгороде экс­понируются 111 произведений живописи, графики и цифрового коллажа, созданных Николаем Беляновым и Тамарой Гудзен­ко с 1975 по 2015 годы. Сами художники, к сожалению, не смогли присутствовать на вернисаже, оставаясь верными тёплым взаимоотношениям с музеем, попросили передать послание его гостям: «Друзья, мы рады приветствовать вас на откры­тии нашей совместной выставки в вашем многострадальном городе. Спасибо, что пришли. Никогда не были в тех краях, зна­ли о великой волейбольной команде и о том, что рядом, в часе езды, есть большой город Харьков. О выставке: мы старались собрать для показа в Белгороде наши ра­боты разного времени и разных жанров, от офортов (печатная графика), рисунков и живописи на бумаге до портретов и пей­зажей. Также вы можете посмотреть фо­токоллажи на разные темы, созданные на компьютере. Удачного просмотра без нас (стары и не очень здоровы). Тамара Гуд­зенко и Николай Белянов».

В постоянной экспозиции Белгородско­го художественного музея находится трип­тих Николая Белянова «Киоск» (1979), который всегда привлекает внимание по­сетителей. Интересный факт, что именно этот триптих, где автор пробует себя сразу в нескольких ролях: продавца, покупателя и знаменитости на открытке, стал особен­но популярен после экспонирования в 2020 году на нашумевшей выставке «Не­навсегда. 1968 — 1985» в Государственной Третьяковской галерее. Творчество Тама­ры Гузденко представлено в Белгороде впервые. Художников объединяет привер­женность к гиперреализму, городская по­вседневность, мир предметов.

— Очень ценными экспонатами выстав­ки также стал ряд экслибрисов, выполнен­ных Николаем Беляновым в конце 1970-х — начале 1980-х годов, теперь они переданы в фонды Белгородского художественного музея. Это экслибрисы знакомых и друзей художника, среди которых есть известные деятели отечественной культуры. А кро­ме того Николай Александрович подарил нашему музею портрет художника-мо­нументалиста Александра Работнова, однокашника автора по Строгановскому училищу. С 2001 года Работнов жил в Белгороде и со своей артелью монумента­листов расписал многие храмы Белгород­чины, среди которых Спасо-Преображен­ский кафедральный собор в Белгороде, храм Первоверховных апостолов Петра и Павла в Прохоровке, храм Донской иконы Божией Матери в Холковском монастыре, Спасо-Преображенский собор в Губкине. Вот такая связь людей и городов, так на­зываемый «белгородский след», — говорит куратор выставки, кандидат искусствове­дения Наталья Гончаренко.

В профессиональном сообществе Ни­колай Белянов и Тамара Гудзенко стали одними из тех, кого называют «фоторе­алистами». Отличительная особенность этого течения — в стремлении к творче­скому воспроизведению эффектов фото­графии, внимание к деталям, бытовые сюжеты.

«Двое» подсвечивает ещё одну боль­шую любовь авторов выставки, которой супруги отдаются с такой же страстью, как и искусству. Это… кулинария, где до мель­чайших деталей прописаны блюда и эле­менты сервировки стола, а их цветовая палитра не уступает палитре художника. Сам процесс приготовления блюд, даже самых несложных, для них превращается в художественный. Николай Белянов бе­режно хранит многие уникальные семей­ные рецепты и придумывает новые. Зри­тели смогут полистать кулинарную книгу, подготовленную художником, на сенсор­ном экране, расположенном в экспозиции.

Есть ещё один интересный нюанс: так как проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Рос­сийский фонд культуры» в рамках фе­дерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», вход на выставку является свободным. Но в художественном салоне музея можно при­обрести открытки с репродукциями картин Николая Белянова и Тамары Гудзенко, и по решению самих художников все сред­ства от их продажи пойдут на помощь по­страдавшим белгородцам. Именно такие детали и, казалось бы, мелочи часто по­казывают глубину души человека.

Выставка рассчитана на широкий круг посетителей, она поможет задать важные вопросы самому себе и получить на них ответы, насладиться улицами городов, ласковым солнцем и теплом человеческих глаз. Продлится она до 8 июля.

 

Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version