Символ плодородия земли

Рассказываем об образе берегинь в вышивке Белгородской области. Их воплощали на ткани наши народные мастерицы прошлых лет.

Отдельный пласт культуры любо­го народа — мифология, которая неразрывно связана с преданиями, образами божеств, героев или существ. Зачастую мифологические образы, которые пере­давались сквозь поколения из уст в уста, находили своё отражение в обыденных предметах, окружающих человека, будь то резные ставни окон, занавески или одежда. Многочисленной группой веще­ственных источников, где сохранились изображения сюжетов из восточносла­вянской мифологии, стала вышивка на предметах из ткани. Интересно, что чаще всего рукодельницы изображали не про­сто какие-то образы, но в первую очередь те, что, по их мнению, смогли бы защи­щать и оберегать человека. В числе таких сюжетов изображения берегинь.

Берегини — мифологические персона­жи, известные по оригинальным вставкам в древнерусских текстах XIV‒XV веков. Упоминались в «Слове некоего христо­любца», в «Слове св. Иоанна Златоуста», где указано, что язычники поклонялись си­лам природы, богам и неким сестрицам- берегиням и даже клали им «требы».

Само слово «берегиня» произошло от понятия оберегать и помогать. Этимоло­гию слова исследовал академик Борис Рыбаков. Он писал, что в нём явно про­слеживается связь со словом «берег». Автор обосновал идею о том, что культ берегинь появился ещё до неолитической революции, в ту пору, когда охотников пу­гала водная стихия, а берег был для них нерушимой защитой. Также в своём ис­следовании автор привёл периодизацию языческих верований славян, где отме­тил, что культ берегинь просуществовал до XII в.

Интересно, что в различных исследо­ваниях упоминаются берегини во множе­ственном числе и Берегиня в единствен­ном. Существует предположение, что это ещё одно имя Лады — богини-рожаницы, покровительницы семьи, богини весны, пахоты и сева. Она защищала людской род и своё желание оберегать челове­ка распространяла на существ, которых называли берегинями. Также бытует мнение, что «Берегиня» — другое имя Макоши — богини, которая сплетала нити судьбы и тоже помогала человеку.

Многие исследователи считают, что берегинями чаще всего становились де­вушки, умершие до свадьбы, но писатель и учёный Андрей Кайсаров отмечал, что это неперсонифицированные божества. Более того, он называл берегинями всех богов и существ, женского и мужского рода, которые так или иначе могли помо­гать человеку: леший, русалки, Семаргл, птицы Алкност, Гамаюн и др.

Функции этих существ до конца не ясны, но сохранились легенды о том, что они показывают путь потерявшимся пут­никам, выводят из леса заблудившихся. Берегинь было много; они помогали чело­веку всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы.

В легендах Берегиня — хранительница домашнего очага. Она ассоциируется с материнством и рождением: защищала детей от болезней, от злых духов, пела им колыбельные песни, рассказывала сказки, навевала сны. Считалось, что Берегиня помогала с браком и семейной жизнью. Берегиня стала олицетворением семейных ценностей, которые соблюда­ются на протяжении веков.

Изобразительный образ берегинь со­хранился в вышивке. При этом, как отме­чают этнографы, на разных территориях их изображали по-разному. Например, на Русском Севере Берегиню, как Вели­кую богиню, принято изображать фигурой женщины с широкой юбкой, с опущенны­ми или поднятыми руками, а вместо го­ловы очень часто вышивали небольшой ромб.

На территории Белгородской области вышивные традиции имеют свою специфику, связанную, прежде всего, с зем­леделием, поэтому берегиню изображали в виде крепкого цветка. Главная задача берегини — давать и хранить жизнь, у неё просили защиты, благополучия для семьи и, конечно, урожая, ведь жизнь напрямую зависела от того, насколько плодороден будет год. Исходя из такой интерпрета­ции, неудивительно, что божество симво­лически изображали молодыми ростками в качестве символа жизни и плодородия. При этом, как отмечает Борис Рыбаков, такое изображение было общепринятым и самым распространённым на террито­рии расселения славянских племён.

Если сравнивать цветок с фигурой женщины, то, несмотря на очевидную разницу, присутствует и сходство. В фондах Белгородского государственного историко-краеведческого музея хранит­ся обширная коллекция рушников, где у берегини-цветка вместо тела — вытянутый стебель, вместо рук — обращённые к небу черешки листьев, а юбка — это большие корни. Пример такого образа божества вышит на рушнике, который был изго­товлен в 1860-е годы в селе Волково, Курской губернии (ныне Шебекинский городской округ, Белгородская область). Именно такое изображение берегини ста­ло типичным в белгородской вышивке.

Нетипично украшен рушник-набожник начала XX века из посёлка Ивня Курской губернии (ныне Ивнянский район, Бел­городская область). Здесь присутствует несколько чередующихся видов узора. Первый в основе похож на подсвечник, но чуть выше основания ножки расположена широкая женская юбка, а вместо свечи колокольчик, при этом между колокольчи­ком и юбкой изогнутые в разные стороны завитки, которые напоминают поднятые вверх руки берегини. Второй узор — об­раз тюльпана: изогнутые лепестки цветка также напоминают очертания ладоней, а вензелеобразное основание — ноги.

Таким образом, изображение бере­гини стало одним из самых распростра­нённых сюжетов для вышивки. Бере­гиня — божество, которое по поверьям оберегало человека от различных бед, поэтому изделия, где был вышит этот образ, дополнительно несли функцию оберега. Выделяют несколько типов изображений берегини: в виде женской фигуры или в виде растительного ор­намента, чаще всего цветка. В фондах Белгородского государственного исто­рико-краеведческого музея в коллекции «Ткани» хранятся рушники конца XIX ‒ нач. XX веков, где берегиня представле­на в образе цветка, символизирующего плодородие земли. Именно такой тип изображения закрепился на всей терри­тории Белгородчины.

Татьяна СУВОРОВА,
младший научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея
ФОТО ИЗ ФОНДОВ БГИКМ

Exit mobile version